18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Архитектура мира

Из окон МИRA откроется живописный вид на парк с историческим акведуком 1784 года постройки. Фото: MR Group
Из окон МИRA откроется живописный вид на парк с историческим акведуком 1784 года постройки.
Фото: MR Group
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Новый проект компании MR Group напротив монумента «Рабочий и колхозница» пишет современную историю района ВДНХ

Проспект Мира — один из самых целостных градостроительных ансамблей Москвы. Он начинается от Сретенки и единой монолитной застройкой доходит до Яузы. Гармонично вписать новый объект в столь особенное окружение, где годами все оставалось неизменным и на своих местах, — непростой вызов для любого девелопера. Но компания MR Group не первый раз успешно справляется с подобными задачами. Создание образа нового проекта МИRA на противоположной стороне от ВДНХ доверили бюро Kleinewelt Architekten, которое на первый план вывело именно современную архитектурную трактовку исторической застройки, где немаловажную роль играет соседство с парком «Акведук». Проект станет воплощением современного прочтения образцовой советской архитектуры Алексеевского района.

Команда бюро во главе с Николаем Переслегиным, Сергеем Переслегиным и Георгием Трофимовым задумала проект таким образом, чтобы объем из трех корпусов стал точкой перехода от фронта застройки центра, начиная с самой Сретенки, к набережной Яузы. Местоположение определило диалог с окружением через архитектурные решения. Так, полукруглые колонны и межэтажные волнообразные пояса первого корпуса отсылают к дому Жолтовского, мастера русской архитектурной школы первой половины XX века. А динамичное остекление фасада третьего корпуса в глубине квартала перекликается с балконами модернистского «дома на ножках», возведенного в 1968 году по проекту Виктора Андреева и Трифона Заикина. Центром всей композиции комплекса МИRA становится башня-маяк второго корпуса — ее видно издалека, как и монумент Веры Мухиной. Интересно, что при изучении истории района исследователи из Kleinewelt Architekten нашли старый чертеж, где рядом с домом Жолтовского, примерно на месте нового комплекса, предполагался другой дом, полностью симметричный памятнику «Рабочий и колхозница». Две высотные доминанты создавали своеобразные пропилеи — въездные ворота в Москву с северо-востока. Это открытие подтвердило, что место и в целом наличие в проекте МИRA башни-маяка — на 100% верное решение.

Комплекс МИRA расположится напротив ВДНХ. Фото: MR Group
Комплекс МИRA расположится напротив ВДНХ.
Фото: MR Group

Взаимодействие комплекса с архитектурными старожилами района выстраивается и с помощью конкретных деталей, но при этом позволяет МИRA выделяться из общей массы. Волнообразные пояса-карнизы, полукруглые колонны, наклонные пилоны, тонкие пояса горизонтального разделения фасада — все это перекликается с соседними постройками по масштабу и форме, но при этом контрастирует с широкими окнами самого комплекса. Среди оригинальных решений можно выделить ступенчатое углубление ниши-маяка на фасаде угловой башни или стеклянные эркеры высотой в целый этаж, которые смещаются относительно друг друга на полшага оси и создают образ зеркальной чешуи у самого высотного корпуса.

Пожалуй, главное достоинство комплекса — прямой выход в парк «Акведук» с акведуком конца XVIII века. При этом такое соседство снабдило территорию МИRA ощутимым перепадом высот, однако это стало неожиданным плюсом при проектировании. Сложный рельеф помог архитекторам спрятать разные инфраструктурные объекты, которые не должны быть заметны: въезд на территорию, паркинг и прочее, а также организовать единый стилобат углового корпуса, где расположились фойе, магазины, кафе и рестораны.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+