18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Архитектура мира

Из окон МИRA откроется живописный вид на парк с историческим акведуком 1784 года постройки. Фото: MR Group
Из окон МИRA откроется живописный вид на парк с историческим акведуком 1784 года постройки.
Фото: MR Group
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Новый проект компании MR Group напротив монумента «Рабочий и колхозница» пишет современную историю района ВДНХ

Проспект Мира — один из самых целостных градостроительных ансамблей Москвы. Он начинается от Сретенки и единой монолитной застройкой доходит до Яузы. Гармонично вписать новый объект в столь особенное окружение, где годами все оставалось неизменным и на своих местах, — непростой вызов для любого девелопера. Но компания MR Group не первый раз успешно справляется с подобными задачами. Создание образа нового проекта МИRA на противоположной стороне от ВДНХ доверили бюро Kleinewelt Architekten, которое на первый план вывело именно современную архитектурную трактовку исторической застройки, где немаловажную роль играет соседство с парком «Акведук». Проект станет воплощением современного прочтения образцовой советской архитектуры Алексеевского района.

Команда бюро во главе с Николаем Переслегиным, Сергеем Переслегиным и Георгием Трофимовым задумала проект таким образом, чтобы объем из трех корпусов стал точкой перехода от фронта застройки центра, начиная с самой Сретенки, к набережной Яузы. Местоположение определило диалог с окружением через архитектурные решения. Так, полукруглые колонны и межэтажные волнообразные пояса первого корпуса отсылают к дому Жолтовского, мастера русской архитектурной школы первой половины XX века. А динамичное остекление фасада третьего корпуса в глубине квартала перекликается с балконами модернистского «дома на ножках», возведенного в 1968 году по проекту Виктора Андреева и Трифона Заикина. Центром всей композиции комплекса МИRA становится башня-маяк второго корпуса — ее видно издалека, как и монумент Веры Мухиной. Интересно, что при изучении истории района исследователи из Kleinewelt Architekten нашли старый чертеж, где рядом с домом Жолтовского, примерно на месте нового комплекса, предполагался другой дом, полностью симметричный памятнику «Рабочий и колхозница». Две высотные доминанты создавали своеобразные пропилеи — въездные ворота в Москву с северо-востока. Это открытие подтвердило, что место и в целом наличие в проекте МИRA башни-маяка — на 100% верное решение.

Комплекс МИRA расположится напротив ВДНХ. Фото: MR Group
Комплекс МИRA расположится напротив ВДНХ.
Фото: MR Group

Взаимодействие комплекса с архитектурными старожилами района выстраивается и с помощью конкретных деталей, но при этом позволяет МИRA выделяться из общей массы. Волнообразные пояса-карнизы, полукруглые колонны, наклонные пилоны, тонкие пояса горизонтального разделения фасада — все это перекликается с соседними постройками по масштабу и форме, но при этом контрастирует с широкими окнами самого комплекса. Среди оригинальных решений можно выделить ступенчатое углубление ниши-маяка на фасаде угловой башни или стеклянные эркеры высотой в целый этаж, которые смещаются относительно друг друга на полшага оси и создают образ зеркальной чешуи у самого высотного корпуса.

Пожалуй, главное достоинство комплекса — прямой выход в парк «Акведук» с акведуком конца XVIII века. При этом такое соседство снабдило территорию МИRA ощутимым перепадом высот, однако это стало неожиданным плюсом при проектировании. Сложный рельеф помог архитекторам спрятать разные инфраструктурные объекты, которые не должны быть заметны: въезд на территорию, паркинг и прочее, а также организовать единый стилобат углового корпуса, где расположились фойе, магазины, кафе и рестораны.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+