18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Два ракурса: Михаил Матюшин в расширенном смотрении

Михаил Матюшин. «Движение в пространстве». Не позднее 1921. Фото: Андрей Орехов/ Центр «Зотов»
Михаил Матюшин. «Движение в пространстве». Не позднее 1921.
Фото: Андрей Орехов/ Центр «Зотов»
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Используя в ряде случаев одни и те же источники, музыковед Сергей Уваров и писатель Александр Ласкин создали совершенно непохожие между собой книги о Матюшине — авангардном художнике, теоретике цвета, музыканте, композиторе, муже

Хотя никаких примечательных круглых дат, связанных с Михаилом Матюшиным (1861–1934), не предвиделось, он вдруг стал главным авангардным героем этой весны: почти одновременно открылась посвященная ему выставка и вышли две книги. Любопытно, что эти события почти никак друг с другом не связаны. Музыковед Сергей Уваров, работая над книгой «Михаил Матюшин. Баяч будущего», изданной Европейским университетом в Санкт-Петербурге, не предполагал, что вскоре он станет одним из победителей грантовой программы Центра «Зотов» и сокуратором выставки «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» (до 25 мая). По совпадению к ее открытию издательство НЛО выпустило документальный роман Александра Ласкина «Жены Матюшина», задуманный совершенно независимо.

Ласкин А. Жены Матюшина: Документальный роман. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 224 с.
Ласкин А. Жены Матюшина: Документальный роман. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 224 с.

Итак, авторы книг — музыковед и писатель, а не историки искусства. Но и Матюшин не только и не просто художник: «просто художники» не учат своих воспитанников писать пейзаж, сидя к нему спиной и буквально ощущая его затылком (так тренировалось «расширенное смотрение»). Еще он скрипач, который около 30 лет служил в придворном оркестре, а оставив его, написал музыку к футуристической опере «Победа над Солнцем».

Каждая из глав книги «Баяч будущего» посвящена разным граням ее героя — недаром он изображал себя в виде кристалла (набросок такого автопортрета попал на обложку). Но очевидно, что Уварова прежде всего интересуют Матюшин-музыкант, чья скрипка, по выражению Елены Гуро, «немного сошла с ума», и Матюшин-композитор, оставивший в наследство исследователям загадочный набросок оперы «Черви в муке». Кропотливая архивная работа позволила автору сделать несколько уточнений, касающихся важных дат в биографии «баяча», но главные его находки связаны именно с нотными записями, ранее неизвестными либо плохо изученными. Музыковедческая оптика дает о себе знать и тогда, когда речь идет о Матюшине как о художнике и теоретике. Так, в качестве показательного примера его графики Уваров рассматривает обложку к партитуре сочинения «Венерины танцы», а говоря о матюшинском мироощущении, обращается к цитате композитора Антона Веберна.

Уваров С. Михаил Матюшин: Баяч будущего. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2025. 272 с., ил.
Уваров С. Михаил Матюшин: Баяч будущего. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2025. 272 с., ил.

Если Сергея Уварова интересует музыка, то Александра Ласкина — жены. Хорошо, что не музы: это звучало бы пошло и неточно. Свою первую жену, Марию Патцак, Матюшин в мемуарах (они были изданы в 2011 году Музеем органической культуры) даже не называет по имени. Известен лишь один ее акварельный портрет. Интересно сравнить, как его воспринимают Ласкин и Уваров. Если писатель видит на портрете приземленную женщину, которой совсем не подходят «нежные и прозрачные краски, которые любит Михаил Васильевич», то исследователь считает, что эта ученическая акварель (Матюшин пришел к живописи относительно поздно, уже после 30 лет) говорит не столько о модели, сколько о живописце, который еще не выработал индивидуальную манеру.

Для художницы и поэтессы Елены Гуро статус музы, наоборот, тесноват: это «маленькое существо самой скромной внешности», как вспоминал о ней Матюшин, стало для него настоящим духовным наставником. Кажется, будто именно Гуро, которая «так любила природу, что сама уходила в нее», научила мужа зреть в корень, что он и начал практиковать не только в метафорическом, но и в прямом смысле, высматривая во время прогулок по лесу выразительные корни деревьев и демонстрируя их потом на выставках как скульптуры. Литературный портрет Гуро работы Ласкина получился проникновенным и, думается, точным: на своей палитре он смешал то, какой ее запомнили, и то, какой она прочитывается между строк ее книг.

Михаил Матюшин и Елена Гуро. Около 1910. Фотография.  Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург/Центр «Зотов»
Михаил Матюшин и Елена Гуро. Около 1910. Фотография.
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург/Центр «Зотов»

Когда Ласкин пишет, что супруги преуспели в революции, это уже преувеличение: их опыты с импрессионизмом и кубизмом нельзя назвать радикальными. Творческие эксперименты Матюшина стали смелее уже после смерти возлюбленной (он пережил ее на 21 год, хотя был старше на 16). Да он и не спешил: первые места в авангардистской гонке его не интересовали, в отличие от того же Малевича, который норовил переписать дату рождения «Черного квадрата» на более раннюю.

«Москва полна абортами всяких „измов“», — сетовал Матюшин. Зачем производить еще один эмбрион для этой кунсткамеры? Поэтому не стоит удивляться, читая «Баяча будущего», что, придя к идее микрохроматической музыки еще в 1904 году, он разродился четвертитоновой темой «Ноты будетлянские» лишь в 1913-м. В этом смысле звание, вынесенное Уваровым в заглавие книги, Матюшину не очень подходит, пусть он и участвовал в Первом всероссийском съезде баячей будущего. Поэты-футуристы противопоставляли нахрапистого баяча томному, экзальтированному творцу из прошлого, а Матюшин этой нахрапистостью, похоже, не отличался. И вообще, его любимым героем был Дон Кихот.

Михаил Матюшин, Алексей Крученых и Казимир Малевич. Фотоателье Карла Буллы. 1913.  Фото: Музей В.В. Маяковского
Михаил Матюшин, Алексей Крученых и Казимир Малевич. Фотоателье Карла Буллы. 1913.
Фото: Музей В.В. Маяковского

Упоминание революционности Матюшина понадобилось Ласкину, чтобы оттенить фигуру его третьей жены — Ольги Громозовой. Она занималась распространением нелегальной социалистической литературы и даже сидела за это в тюрьме. Вошла в круг кубофутуристов, но едва ли духовно сблизилась с ними. Участвовала после смерти Гуро в спиритических сеансах: Матюшин хотел услышать через нее усопшую. Уже понятно: жизнь Громозовой достойна романа. Правда, она в нем становится антигероем. В тексте повсеместно подчеркивается, какая прозаическая это была женщина — не чета поэтичной, инопланетной Гуро. Чувствуется удивление автора, передающееся и читателю: как только Матюшина угораздило с ней сойтись? Кажется даже символичным, что, уже будучи вдовой человека, проповедовавшего «расширенное смотрение», Громозова полностью теряет зрение. После чего создает, надиктовывая тексты машинистке, несколько соцреалистических повестей. И мечтает написать картину. Ничего матюшинского, органического, мистического — просто улыбающийся Киров на фоне возделанного поля.

Такого внимания от матюшиноведов Громозова никогда не получала. Кто-то вскользь отмечал ее вклад в сохранение наследия мужа, кто-то (например, шведка Маргарета Тильберг) предполагал, что она могла вносить правки в его мемуары, вымарывая нелестные слова о советской власти. Ласкин, в свою очередь, присмотрелся к ней уж слишком пристально. Его повествование, воспринимаясь поначалу как сценарий увлекательного байопика, где-то к середине наскучивает, несмотря на множество занятных интерпретаций и цитат. Жаль, кстати, что он не поделился с читателем всеми своими источниками, как это сделал, например, Марчин Виха, написавший — тоже в жанре документального романа — книгу «Малевич: направление осмотра». Их перечень где-нибудь в конце оценили бы специалисты и просто пытливые умы.

Михаил Матюшин. «Сосны в дюнах». 1910. Фото: Центр «Зотов»
Михаил Матюшин. «Сосны в дюнах». 1910.
Фото: Центр «Зотов»

Матюшин считал, что для того, чтобы целостно запечатлеть мир — цвета и звуки, пространство и движение, художнику нужно активизировать все органы чувств, ведь «наш глаз как бы слышит и наше ухо как бы видит». А чтобы постичь все грани самого Матюшина, нужны не только искусствоведы, но и музыковеды, и писатели — тогда он и открывается в расширенном восприятии. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+