18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Катика в фонде Ruarts: перевязывая душевные раны

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В рамках своей грантовой программы московский фонд показывает персональную выставку художницы Катики. Это почти два десятка произведений, связанных крючком из шерстяных ниток и украшенных бусинами и стразами

Выбранный художницей Катикой формат работ, квадрат 1 на 1 м, символизирует устойчивость и безопасное пространство. Яркие и декоративные, работы производят внешне жизнерадостное впечатление, однако на деле каждая — это погружение в жизнь художницы.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Катика родилась в Венгрии в 1989 году. Окончила Уральскую государственную архитектурно-художественную академию. В 2022 году приняла участие в восьмом сезоне «Открытых студий» Центра современного искусства «Винзавод». Примерно с этого времени она заметна на нашей арт-сцене (хотя в творческой биографии художницы тогда уже были выставки и в Японии, и в США, в Майами). Ее работы, почти всегда с элементами портретов, мгновенно опознаются. Катика работает большими сериями, и, пожалуй, именно в этой последней ярче всего выражено противопоставление техники, которая, казалось бы, должна сделать произведения домашними и уютными, с острой, болезненной сутью работ.

В цикле «Навязчивые мысли» Катика исследует свой ­разум и эмоции, маниакальные привязанности, обсессии, тревожность и другие проблемы. В его основе беседы художницы с психотерапевтом, а каждая работа, как пациент, получила медицинскую карту с диагнозом. В бумажной папке — заключение психотерапевта, анализ изображения, вскрывающий проблемы, листок с прилипчивым мотивчиком (музыка звучит на выставке, заставляя нервно припоминать, откуда взяты эти несколько тактов) и страницы, неразборчиво исписанные крупным почерком, где повторяются одни и те же ключевые слова.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Давшая название выставке работа «Навязчивые мысли» — это автопортрет художницы с обнаженным мозгом, в которой, как гласит ее «диагноз», отражена борьба с внутренними конфликтами и бесконечно повторяющимися мыслями. Работа «Полезные связи» фокусируется на руках, «которые для героини олицетворяют ее свободу, творчество и страх потери функций». Вязаное полотно «Связи с реальностью» выражает болезненный процесс взросления и внутренний протест против давления социальных обстоятельств.

Немногие готовы так открыто вскрывать конфиденциальную природу своего пути лечения. Выставка занимает пятый этаж здания фонда Ruarts; несколько работ повешены над стеклянным полом с видом на нижние этажи — и вдруг ловишь себя на страхе высоты.

Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Навязчивые мысли» в Фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Боль, страдания и страх — не единственные мотивы проекта; каждая работа — многодельная (художница рассказывает, как много тратится времени и усилий, ведь нередко она прядет и красит шерсть сама), завершенная, украшенная блестками — это шаг к осознанию себя и, как следствие, исцелению.

Как становится ясным из бесед с Катикой, она редко бывает окончательно удовлетворена плодом своего труда. Произведения к этой выставке созданы из распущенных фрагментов более ранних работ. Этот метод превращает уничтожение в трансформацию, позволяя художнице проживать, а не стирать прошлые неудачи. Важно, что к этому процессу она подходит осмысленно — видеоинсталляции, каждая из которых фиксирует распускание Катикой собственных работ, в январе были показаны в диджитал-арт-проекте «Распущенные» на «Винзаводе».

Фонд Ruarts
«Навязчивые мысли»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+