18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Штирлиц идет по коридору: выставка про женщин-режиссеров

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке Государственного центрального музея кино открыта выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой»

В мире кинематографа, где доминируют мужчины, имена Феллини, Спилберга, Эйзенштейна и Тарковского знает каждый, а женские имена в режиссуре часто остаются в тени. Своей новой выставкой Еврейский музей и центр толерантности делает попытку восстановить справедливость. Это не просто рассказ о вкладе женщин в кино, но и предложение задуматься: почему роль женщин-режиссеров так долго игнорировалась, несмотря на подлинные шедевры, оказавшие огромное влияние на искусство кино?

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

С момента своего рождения кинематограф считался мужской территорией. Знаменитая Дороти Арзнер, единственная женщина, снимавшая кино в 1930-х на крупных голливудских студиях, вынуждена была носить мужскую одежду на площадке, чтобы ее воспринимали всерьез. Даже в СССР — казалось бы, стране победившего феминизма — ситуация выглядела немногим лучше: несмотря на декларируемое равенство полов, женщина во главе съемочного процесса была редкостью. Более того, судьба и творческий путь многих героинь выставки связаны с именами известных режиссеров-мужчин.

Советский кинематограф подарил нам удивительных женщин-режиссеров, чьи работы сегодня признаны классикой. Маргарита Барская в 1933 году создала первый в СССР детский фильм «Рваные башмаки» — пронзительную историю о жизни детей в капиталистическом мире. Ее новаторский подход к работе с юными актерами опередил время. Надежда Кошеверова, автор любимой многими поколениями «Золушки» (1947), доказала, что сказка может быть не просто развлечением, а настоящим искусством кино с превосходной актерской работой, тонким юмором и психологизмом. «Старая, старая сказка», «Каин XVIII» — ее фильмы-притчи отличались поэтичностью и вниманием к деталям.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Особое место в истории советского кино занимает творчество Ларисы Шепитько — режиссера невероятного таланта и трагической судьбы. «Крылья» (1966) стали одним из первых советских фильмов, затронувших тему психологических травм войны. Главная героиня, бывшая летчица, с трудом находит себя в мирной жизни — это невероятно смелое высказывание для советского кинематографа. Но настоящим шедевром стал кинофильм «Восхождение» (1976) — экранизация повести Василя Быкова «Сотников». Черно-белая лента, суровый и беспощадный нуар, рассказывает о мучительном нравственном выборе в трудные годы войны, о цене предательства и силе духа. Жизнь Ларисы Шепитько трагически оборвалась в 1979 году, но оставленное ею наследие продолжает вдохновлять поколения кинематографистов обоих полов.

Центральная фигура выставки — Татьяна Лиознова, чье 100-летие стало поводом к масштабному переосмыслению ее наследия. Лиознова — редкий пример режиссера, одинаково блестяще работавшего и с «мужскими», и с «женскими» сюжетами. «Семнадцать мгновений весны» не просто культовый сериал, но и мастерский политический триллер, вполне сравнимый с работами Коста-Гавраса или Алана Пакулы. Интересно, что изначально руководство телевидения скептически относилось к идее доверить серьезный проект режиссеру-женщине. Однако Лиознова не только превосходно справилась с задачей, но и создала произведение, ставшее эталоном жанра. «Три тополя на Плющихе» — тонкая, почти чеховская история о случайной встрече, предвосхитившая всю серию «Перед рассветом» Линклейтера. А «Карнавал» — трогательная комедия, вдохновленная голливудскими мюзиклами, но с незамутненно советской душой. Киноработы Лиозновой доказали, что женская режиссура не замыкается в резервации «дамских сюжетов», ей подвластно универсальное, смелое, разножанровое и даже мужественное искусство.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Если в середине XX века женщины-режиссеры были исключением, то сегодня ситуация меняется. София Коппола, Кэтрин Бигелоу, Андреа Арнольд — эти имена звучат наравне с мужскими. В новой России процесс идет медленнее, но и здесь ярко сверкают звезды Киры Муратовой, Анны Меликян, Оксаны Карас, Заки Абдрахмановой. Но без Ольги Преображенской, снявшей первый «Тихий Дон», без Динары Асановой, раскрывшей подростковый бунт в «Ключе без права передачи», не было бы и сегодняшнего гендерного разнообразия.

Выставка, кураторами которой выступили Нина Гомиашвили и Вячеслав Шмыров, предлагает зрителю уникальную возможность познакомиться с альтернативной историей кино, которую упускают рассказать в учебниках. Здесь много раритетных материалов. Это более 200 экспонатов из крупнейших российских музеев, государственных архивов и частных коллекций. Сценарии Лиозновой с ее пометками, кадры со съемок «Восхождения», эскизы к «Золушке», раскадровки «Трех толстяков». Это редкая возможность открыть для себя имена тех, кто стоял у истоков советского кинематографа, но долго оставался в тени «великих мужчин». Фильмы, представленные на выставке, ломают стереотипы и доказывают, что женский взгляд в кино может быть таким же глубоким и значимым, как и мужской.

Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставка обязательна для всех, кто интересуется историей кино и судьбами удивительно, невероятно талантливых женщин-режиссеров, которые, как лиозновский Штирлиц — Тихонов, прошли коридорами советских киностудий ко всенародной любви и славе.

Еврейский музей и центр толерантности
«Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+