18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов

Аманда Лопез. «Домашние девчонки». Сан-Франциско». 2008. Фото:  Amanda López/National Museum for American History, Washington (DC)
Аманда Лопез. «Домашние девчонки». Сан-Франциско». 2008.
Фото: Amanda López/National Museum for American History, Washington (DC)
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров

«Создание объемной фотолетописи всего американского, прошлого и настоящего» — так обтекаемо сформулировал свои намерения швейцарско-американский фотограф Роберт Франк в заявке на стипендию Гуггенхайма в 1954 году. Заявку одобрили, и четыре года спустя, проехав более 16 тыс. км и отсняв свыше 27 тыс. фотографий, Франк опубликовал первое издание своих «Американцев». Не сказать чтобы продажи книги шли так уж хорошо, а критика американской мечты не получила единодушного одобрения. Так, журнал Popular Photography писал, что альбом создан «угрюмым человеком, который ненавидит свою вторую родину». Тем не менее эта мрачная и смелая серия из 83 снимков остается одним из самых влиятельных фотопроектов XX века.

История Роберта Франка пересказывается в каталоге, сопровождающем «Американскую фотографию» — большую выставку в амстердамском Рейксмузеуме. Нет ничего удивительного в том, что именно «Американцами» открывается экспозиция — представлены восемь фотографий из этой серии. Однако параллели между путешествием Франка и путешествием, которое предприняли кураторы семь десятилетий спустя, столь же поразительны, сколь и неочевидны.

Неизвестный автор. Вид на деревянный дом или сарай, перед которым стоят мужчина и женщина. 1870-1875. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Неизвестный автор. Вид на деревянный дом или сарай, перед которым стоят мужчина и женщина. 1870-1875.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

На протяжении восьми лет кураторы Матти Бом и Ханса Розебом исследовали множество американских коллекций, известных и не очень, с твердым намерением не просто следовать канону, но руководствоваться собственными инстинктами и интересами, чтобы разобраться в бесконечном числе путей, которыми фотография проникает в общество и отражает его. Таким образом, как подчеркивают кураторы, «Американская фотография» — это не столько выставка главных хитов от ведущих мастеров, сколько своеобразное исследование места, которое фотография занимает в американском обществе, и разнообразных способов ее изготовления и бытования.

Хотя в экспозицию и вошли работы таких авторов, как Нан Голдин, Уильям Кляйн, Эдвард Уэстон и Уокер Эванс, они соседствуют с десятками рекламных объявлений, фотоальбомов, обложек пластинок, каталогов товаров и всевозможных удивительных свидетельств эпохи — от домашних поделок до фотооткрытки, на которой запечатлены 12 тыс. работников завода Ford Motor Company в Детройте. Она претендует на звание самой дорогой фотографии в истории, поскольку для того, чтобы ее сделать, пришлось остановить заводской конвейер.

Брюс Райтон. Портрет женщины. Бингемтон, Нью-Йорк. Фото: Estate of Bruce Wrighton/ Laurence Miller Gallery
Брюс Райтон. Портрет женщины. Бингемтон, Нью-Йорк.
Фото: Estate of Bruce Wrighton/ Laurence Miller Gallery

Бом и Розебом работают вместе с середины ­1990-х, создавая коллекцию фотографий для музея, который обратился к этому виду искусства сравнительно поздно. Первоначально они занимались в основном Францией XIX века, но обратили свое внимание на США в 2014 году, когда после десятилетней реставрации Рейксмузеума открылось крыло Philips с выставкой «Новые времена», посвященной фотографии. Нынешний блокбастер родился благодаря не только восьми годам исследовательской работы и путешествий, но и расширению коллекционной стратегии музея.

Из многих тысяч интересных фотографий было отобрано около двух сотен. Получился образ страны, который станет для многих неожиданностью. «Фотография и строительство нации были очень тесно связаны, — говорит Бом. — Для Соединенных Штатов фотография — главный вид искусства, подобно тому как хранящиеся в Рейксмузеуме картины были главным видом искусства XVII века в Нидерландах. Американские исследователи уделяют основное внимание известным фотографам... Нам же было интересно взглянуть на все это поле целиком — на высокое и на низкое — и соединить эти области в одну картину».

Рейксмузеум
«Американская фотография»
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+