18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов

Аманда Лопез. «Домашние девчонки». Сан-Франциско». 2008. Фото:  Amanda López/National Museum for American History, Washington (DC)
Аманда Лопез. «Домашние девчонки». Сан-Франциско». 2008.
Фото: Amanda López/National Museum for American History, Washington (DC)
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров

«Создание объемной фотолетописи всего американского, прошлого и настоящего» — так обтекаемо сформулировал свои намерения швейцарско-американский фотограф Роберт Франк в заявке на стипендию Гуггенхайма в 1954 году. Заявку одобрили, и четыре года спустя, проехав более 16 тыс. км и отсняв свыше 27 тыс. фотографий, Франк опубликовал первое издание своих «Американцев». Не сказать чтобы продажи книги шли так уж хорошо, а критика американской мечты не получила единодушного одобрения. Так, журнал Popular Photography писал, что альбом создан «угрюмым человеком, который ненавидит свою вторую родину». Тем не менее эта мрачная и смелая серия из 83 снимков остается одним из самых влиятельных фотопроектов XX века.

История Роберта Франка пересказывается в каталоге, сопровождающем «Американскую фотографию» — большую выставку в амстердамском Рейксмузеуме. Нет ничего удивительного в том, что именно «Американцами» открывается экспозиция — представлены восемь фотографий из этой серии. Однако параллели между путешествием Франка и путешествием, которое предприняли кураторы семь десятилетий спустя, столь же поразительны, сколь и неочевидны.

Неизвестный автор. Вид на деревянный дом или сарай, перед которым стоят мужчина и женщина. 1870-1875. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Неизвестный автор. Вид на деревянный дом или сарай, перед которым стоят мужчина и женщина. 1870-1875.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

На протяжении восьми лет кураторы Матти Бом и Ханса Розебом исследовали множество американских коллекций, известных и не очень, с твердым намерением не просто следовать канону, но руководствоваться собственными инстинктами и интересами, чтобы разобраться в бесконечном числе путей, которыми фотография проникает в общество и отражает его. Таким образом, как подчеркивают кураторы, «Американская фотография» — это не столько выставка главных хитов от ведущих мастеров, сколько своеобразное исследование места, которое фотография занимает в американском обществе, и разнообразных способов ее изготовления и бытования.

Хотя в экспозицию и вошли работы таких авторов, как Нан Голдин, Уильям Кляйн, Эдвард Уэстон и Уокер Эванс, они соседствуют с десятками рекламных объявлений, фотоальбомов, обложек пластинок, каталогов товаров и всевозможных удивительных свидетельств эпохи — от домашних поделок до фотооткрытки, на которой запечатлены 12 тыс. работников завода Ford Motor Company в Детройте. Она претендует на звание самой дорогой фотографии в истории, поскольку для того, чтобы ее сделать, пришлось остановить заводской конвейер.

Брюс Райтон. Портрет женщины. Бингемтон, Нью-Йорк. Фото: Estate of Bruce Wrighton/ Laurence Miller Gallery
Брюс Райтон. Портрет женщины. Бингемтон, Нью-Йорк.
Фото: Estate of Bruce Wrighton/ Laurence Miller Gallery

Бом и Розебом работают вместе с середины ­1990-х, создавая коллекцию фотографий для музея, который обратился к этому виду искусства сравнительно поздно. Первоначально они занимались в основном Францией XIX века, но обратили свое внимание на США в 2014 году, когда после десятилетней реставрации Рейксмузеума открылось крыло Philips с выставкой «Новые времена», посвященной фотографии. Нынешний блокбастер родился благодаря не только восьми годам исследовательской работы и путешествий, но и расширению коллекционной стратегии музея.

Из многих тысяч интересных фотографий было отобрано около двух сотен. Получился образ страны, который станет для многих неожиданностью. «Фотография и строительство нации были очень тесно связаны, — говорит Бом. — Для Соединенных Штатов фотография — главный вид искусства, подобно тому как хранящиеся в Рейксмузеуме картины были главным видом искусства XVII века в Нидерландах. Американские исследователи уделяют основное внимание известным фотографам... Нам же было интересно взглянуть на все это поле целиком — на высокое и на низкое — и соединить эти области в одну картину».

Рейксмузеум
«Американская фотография»
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+