18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первые люди появились на Майорке гораздо раньше, чем считалось прежде

Ключ к разгадке балеарского парадокса, похоже, найден археологами в глубинах пещеры Хеновеса на острове Майорка.  Фото: M.À. Perelló
Ключ к разгадке балеарского парадокса, похоже, найден археологами в глубинах пещеры Хеновеса на острове Майорка.
Фото: M.À. Perelló
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Острова Западного Средиземноморья, в отличие от соседних материковых земель, были заселены довольно поздно — исследователи назвали этот феномен балеарским парадоксом. Теперь он, кажется, близок к разрешению

Исследователи, изучающие затопленный доисторический каменный мост на Майорке, сдвинули предполагаемую датировку появления первых людей на принадлежащем Испании острове на тысячи лет назад. Мост, обнаруженный в пещере Хеновеса на восточном побережье Майорки, был сооружен для пересечения подземного озера. «Мы вычислили приблизительное время его строительства и пришли к выводу, что люди, по всей вероятности, появились на Майорке почти на 2 тыс. лет раньше, чем было принято считать», — рассказывает Богдан Онак, геолог из Университета Южной Флориды и ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Communications Earth & Environment.

Ученые полагают, что Майорка и другие Балеарские острова были в числе последних средиземноморских островов, заселенных человеком, — возможно, всего 4,4 тыс. лет назад. Вопрос о том, почему это произошло так поздно (и когда именно), остается предметом споров. Ведь на большинстве островов Западного Средиземноморья первые люди поселились не позднее 13 тыс. лет назад. Позднюю колонизацию Майорки и близлежащих островов, по словам Онака, называют «балеарским парадоксом».

Мост, обнаруженный в пещере Хеновеса на восточном побережье Майорки, был сооружен для пересечения подземного озера. Фото: R. Landreth
Мост, обнаруженный в пещере Хеновеса на восточном побережье Майорки, был сооружен для пересечения подземного озера.
Фото: R. Landreth

Теперь исследователи представили новые данные, расширяющие наши знания, связанные с этим парадоксом. В ходе обследования пещеры Хеновеса они заметили светлую полосу кальцитового налета, идущую по блокам древнего моста. Чтобы описать природу ее образования, авторы статьи использовали аналогию с полосой налета от мыла на стенках ванны, из которой слили воду после купания. Обнаруженная полоса находится на том же уровне, что и отложения определенных минералов на стенах пещеры, ее сталактитах и сталагмитах. По оценкам исследовательской группы, эти минералы сформировались 5,8–5,5 тыс. лет назад; это дает основания предположить, что отложение полосы произошло приблизительно тогда же. «Следовательно, мост соорудили раньше этого периода, но не позднее 5,6 тыс. лет назад, так как к тому времени уровень моря уже должен был подняться выше моста», — рассуждает Онак.

Этот мост, обнаруженный в 2000 году, не единственное свидетельство человеческой деятельности в пещере Хеновеса. Спелеологи нашли здесь древнюю керамику, а от входа в пещеру к озеру ведет каменная дорожка.

У входа в пещеру спелеологи обнаружили каменную дорожку, соединяющую вход в пещеру и подземное озеро, через которое был перекинут мост. Фото: B. Onac
У входа в пещеру спелеологи обнаружили каменную дорожку, соединяющую вход в пещеру и подземное озеро, через которое был перекинут мост.
Фото: B. Onac

Онак предполагает, что люди, скорее всего, жили на территории, прилегающей к этому входу в пещеру. Но для чего им понадобилось строить почти девятиметровый мост, ведущий к внутренней камере пещеры на противоположной стороне озера?

«Вероятно, они выложили каменную дорожку от входа в пещеру к озеру, где был найден затопленный мост, чтобы облегчить доступ к воде и к внутренней камере, — пишет исследователь. — Остается неясным, для чего им нужен был доступ к этой камере; она могла служить убежищем, местом проведения ритуалов или безопасным хранилищем, оберегающим пищу от воздействия жары и от разграбления конкурентами, будь то люди или животные. Однако это лишь гипотезы».

Хотя по-прежнему остается много неизвестного об этой пещере, ученые приблизились к разгадке балеарского парадокса еще на один шаг. «Это открытие значительно сокращает разрыв между сроками колонизации островов Восточного и Западного Средиземноморья», — подытоживает Богдан Онак. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+