18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Евгений Левинсон: театру одного архитектора необходимы соавторы

Административно-жилое здание на улице Пестеля. Вид со стороны набережной реки Фонтанки. 2024. Фото: Виктор Савик
Административно-жилое здание на улице Пестеля. Вид со стороны набережной реки Фонтанки. 2024.
Фото: Виктор Савик
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Труды и дни зодчего, повлиявшего на формирование облика экс-столицы, которая стала Ленинградом, отражены в монографии, посвященной Левинсону. Его творения рассмотрены не только на словах, но и посредством тщательно подобранного визуального ряда

Творческий путь Евгения Левинсона (1894–1968) достаточно известен и изучен. Почти все воплощенные проекты, в которых он принимал участие — а их составители книги об этом архитекторе насчитали 53, — сохранились до наших дней. Преимущественно его наследие украшает улицы Петербурга: Первый дом Ленсовета, застройка Ивановской улицы, станция метро «Автово», Пискаревский мемориал, гостиница «Советская», железнодорожный вокзал в Пушкине. Во время войны Левинсон был эвакуирован в Магнитогорск и немало спроектировал там. Позднее он участвовал в создании ансамбля площади Калужской заставы в Москве, который известен в том числе по сочинениям Александра Солженицына, отбывавшего там принудительные работы.

Биография Левинсона как архитектора характерна для советской истории. В 1920–1930-е годы он испытал влияние конструктивизма, но ближе ему был стиль ар-деко в изводе Ле Корбюзье, который он, подобно Борису Иофану, обогатил традициями итальянского Ренессанса. В 1930–1950-е годы Левинсон следовал помпезной магистральной линии, создавая вполне типические образцы «советского ампира», а с конца 1950-х обратился к модернизму. Советская идеология всячески поощряла коллективизм, в том числе в архитектуре, поэтому подавляющее большинство проектов Левинсон выполнил совместно с коллегами.

Архитектор Евгений Левинсон / Авторы текстов И. Печенкин, О. Шурыгина; ред. С. Веснин, Ю. Герасимова, М. Крылова. СПб.: БФ «Диктум Фактум»; Пропилеи, 2024. 656 с., ил.
Архитектор Евгений Левинсон / Авторы текстов И. Печенкин, О. Шурыгина; ред. С. Веснин, Ю. Герасимова, М. Крылова. СПб.: БФ «Диктум Фактум»; Пропилеи, 2024. 656 с., ил.

Большая и значимая часть жизни этого зодчего связана с Ленинградом. Там он — во ВХУТЕИНе — завершил свое образование, начатое еще на архитектурном факультете в Петербургском институте гражданских инженеров (где учился вместе с Сергеем Эйзенштейном). С 1934 года и до конца жизни Левинсон возглавлял одну из мастерских Ленпроекта, опять-таки вместе с кем-нибудь из товарищей (сначала с Игорем Фоминым, позже с Давидом Гольдгором). Перед самой войной Левинсона выбрали членом-корреспондентом Академии архитектуры, потом он защитил докторскую диссертацию. В 1948 году, в период позорной борьбы с космополитизмом, он энергично критиковался коллегами, но недруги его вскоре сами попали в опалу в результате «ленинградского дела», тогда как Левинсон, вместе с очередным соавтором, Андреем Грушке, в 1951-м удостоился Сталинской премии третьей степени. В целом Евгению Левинсону удалось прожить долгую и достаточно благополучную жизнь.

Жилой дом Наркомата военно-морского флота СССР (Дом военкоров). 2024. Фото: Виктор Савик
Жилой дом Наркомата военно-морского флота СССР (Дом военкоров). 2024.
Фото: Виктор Савик

До сих пор речь шла о типических чертах биографии архитектора. Теперь же хотелось бы сказать об уникальных. Особенность творческой манеры Левинсона, пожалуй, можно объяснить тем, что он начинал как художник и сценограф. Левинсон родился в Одессе, вернулся туда после революции 1917 года и именно там начал свой творческий путь. Он сотрудничал с местными театральными антрепризами: «ТеРевСат», «ИсТруд», «КРОТ» («Конференция рыцарей острого театра»), в котором примой была Рина Зеленая. Кроме того, Левинсон хорошо зарекомендовал себя как книжный иллюстратор. Талант рисовальщика и сценографа весьма помогал ему и на основном поприще. Созданные им архитектурные проекты выглядели весьма эффектно, они словно появлялись из-за театрального занавеса. А элегантные и художественно выразительные элементы декоративного оформления фасадов и интерьеров появлялись из-под пера и карандаша Левинсона-графика.

Интерьер квартиры Левинсона в доме РЖСКТ совторгслужащих на Каменноостровском проспекте, 55. 2024. Фото: Виктор Савик
Интерьер квартиры Левинсона в доме РЖСКТ совторгслужащих на Каменноостровском проспекте, 55. 2024.
Фото: Виктор Савик

Научное издание, несмотря на сухость изложения материала, получилось достойным архитектора-художника (авторы текстов — Илья Печенкин и Ольга Шурыгина). Книгу украшает множество фотографий, демонстрирующих воплощенные проекты Левинсона с различных ракурсов и по возможности детально. Работу фотографов необходимо особенно отметить. Дополнительную ценность представляет подробный аннотированный каталог построек и проектов героя книги. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
14.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+