18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Наиля Аллахвердиева стала фигурантом уголовного дела

Музей современного искусства PERMM. Фото: Музей современного искусства PERMM
Музей современного искусства PERMM.
Фото: Музей современного искусства PERMM

Бывший директор Музея современного искусства PERMM подозревается в публичных действиях, выражающих явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих

В отношении экс-директора Музея современного искусства PERMM Наили Аллахвердиевой возбуждено уголовное дело. Как сообщает региональный портал Properm.ru со ссылкой на собственные источники в прокуратуре, ей инкриминируется ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих). Дело было возбуждено после обращений оскорбленных граждан в силовые структуры.

Предметом расследования стали несколько произведений искусства, входящих в коллекцию пермского музея и опубликованных на его сайте. Зрителей оскорбило, в частности, использование библейских сюжетов в работах «Ангел с трубой» Сергея Горшкова, «Голубые города» Тани Аношиной, Paradisi Константина Звездочетова и некоторых других. Судя по датам первого экспонирования предметов, они вошли в коллекцию PERMM еще тогда, когда его возглавлял Марат Гельман (в 2021 году признан иноагентом, в 2024 году включен Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму).

В Министерстве культуры Пермского края журналистам, однако, сказали, что информации о возбуждении дела у них нет.

В декабре 2024 года Аллахвердиева покинула пост директора музея по собственному желанию. Незадолго до этого в музее прошли обыски, причина которых официально не была объявлена. Часть СМИ сообщили, что обыски проходили в рамках дела, связанного с объявленным в розыск Маратом Гельманом.

Ранее в 2024 году Наиля Аллахвердиева стала участницей двух гражданских процессов по искам прокуратуры. Прокуратура требовала признать незаконными договоры на создание выставок с супругом Аллахвердиевой, куратором Арсением Сергеевым, а затем подала иск о необходимости уволить директора музея с формулировкой «в связи с утратой доверия» из-за выявленных фактов неурегулированного конфликта интересов.

Наиля Аллахвердиева руководила Музеем современного искусства PERMM с 2014 года, а начала работать в нем еще раньше — в 2010-м. По итогам 2023 года музей стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года».

Наиля Аллахвердиева известна как куратор множества выставок и фестивалей, связанных с паблик-артом, искусством в городских пространствах. В каком-то смысле именно она стала первопроходцем этого перспективного и популярного направления в нашей стране, с 2010 по 2013 год разработав в музее первую комплексную паблик-арт-программу, благодаря чему в Перми появилась выдающаяся коллекция искусства в общественных местах. Среди громких проектов Аллахвердиевой — фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга» (за который она получила государственную премию «Инновация») и, с 2010 года, крупнейший фестиваль современного искусства на бетонных заборах «Длинные истории Перми», собравший к участию более 100 российских и международных авторов.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+