18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане

Полотно Гюстава Курбе много лет находится у всех на виду, но загадок в нем пока не убавилось.  Фото: Musée d'Orsay
Полотно Гюстава Курбе много лет находится у всех на виду, но загадок в нем пока не убавилось.
Фото: Musée d'Orsay
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков

Художественных скандалов в Париже XIX века было хоть отбавляй, но, пожалуй, самый крупный из них — особенно если учесть размеры холста — разгорелся вокруг странной, мрачной и огромной картины «Похороны в Орнане» кисти Гюстава Курбе (1819–1877).

Этот живописец не получил академического образования, зато он был до экстравагантности самоуверен и, когда ему едва исполнилось 30, вызвал бурю негодования, представив на Парижский салон 1850–1851 годов свое нарочито тоскливое произведение длиной целых 6,6 м.

На полотне были изображены ничем не примечательные похороны в его родном Орнане — расположенном неподалеку от франко-швейцарской границы маленьком городке — в масштабах, более подобающих грандиозному историческому событию.

Картина «Похороны в Орнане» стала поворотным моментом в истории искусства, возвестив о переходе от засилья сцен из прошлого к новаторским интерпретациям настоящего. Скандал со временем забылся, но загадочности работа не потеряла до сих пор. Кто эти скорбящие и что за смутные лица виднеются за ними? Почему свежевырытая могила обрезана в самом низу композиции, как будто художник вспомнил о ней лишь в последний момент? И чьи же это все-таки похороны?

Специалисты надеются приблизиться к разгадке некоторых из тайн в 2025 году — с началом всестороннего исследования и реставрации картины. Планируются и работы с пожелтевшим от времени лаком, и обследование подогнутых участков холста, которые сейчас скрывает массивная золоченая рама. Возможно, в итоге на картине станут видны незаметные ныне цвета, а сама она окажется еще крупнее и еще чуть более дерзкой.

Сейчас «Похороны в Орнане» и их столь же крупноформатный собрат кисти Курбе, «Мастерская художника» (1855), экспонируются на соседних стенах открытой галереи на нулевом этаже Музея Орсе. По словам Изольды Плюдермахер, главного куратора отдела живописи, их поменяют местами, после чего вокруг «Похорон» установят ограждение со смотровым окном. Это избавит музей от необходимости перемещать полотно, одно из самых больших в коллекции, и позволит посетителям наблюдать за ходом реставрации, которая будет вестись прямо в зале.

Еще в 2020 году «Похороны в Орнане» тщательно обследовали при помощи рентгенографии, которая обнаружила, что первоначально формат картины был иным. Выяснилось, что в какой-то момент несколько сантиметров оригинального холста подогнули (скорее всего, в 1881 году, когда произведение попало в коллекцию Лувра). По словам Плюдермахер, особенно широкая полоса подогнута по нижнему краю и теперь уже понятно, что несколько обрезанная могила на самом деле «глубже». Правда, музейный куратор пока не уверена в том, что подогнутые участки достаточно хорошо сохранились, чтобы их можно было включить в новую версию картины. «Мы еще не знаем, какое решение предложат реставраторы», — говорит она.

Не исключено, что предстоящая реставрация раскроет и другие «детали, которые сейчас не видны». По мнению Изольды Плюдермахер, очистка поверхности и удаление пожелтевшего лака помогут восстановить первоначальную палитру Курбе, как это произошло в результате работы специалистов с другими его произведениями.

Парижский реставратор Антонелла Тровизи, работавшая над этим проектом в Нацио­нальном центре исследований и реставрации музеев Франции, рассказывает, что начатая расчистка уже выявила на картине оригинальные цвета. Брюки на скрипаче оказались темно-синими, хотя прежде выглядели черными. По словам Тровизи, синий проявлялся постепенно благодаря многократному нанесению чистящего наногеля. Кроме того, после удаления толстого слоя лака скатерть, казавшаяся грязной, теперь выглядит гораздо белее. Тровизи отмечает, что это придало композиции некоторое сходство с натюрмортом и вернуло ей ощущение интимности.

Реставраторам предстоит принять несколько непростых решений. Например, что делать с расплывчатыми лицами справа, которые куратор называет «призраками»? Курбе, по-видимому, сначала включил эти лица в композицию, а затем записал их, но со временем красочный слой истончился и они снова проступили. Так что помимо воли художника «призраки» уже стали частью произведения.

И конечно, остается вопрос о невидимом покойнике. Есть ли у Плюдермахер предположения о том, кто это может быть? «Мы до сих пор не знаем», — признается она, но надеется, что реставрация даст новые подсказки. «Огромная картина, действие которой происходит в такой маленькой деревне, и при этом никто не знает, о ком речь… но, может быть, в конце концов мы это узнаем».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+