18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Росписи в Старой Северной церкви Бостона близки к восстановлению

Восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком. Фото: Old North Church & Historic Site
Восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком.
Фото: Old North Church & Historic Site
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Больше столетия стены храма, возведенного в первой четверти XVIII века, оставались выкрашенными белой краской. Теперь здесь идет реставрация, и скоро херувимы, когда-то взиравшие на прихожан с высоты, предстанут во всей своей первозданной красе

Не так уж часто искусствоведам в США выпадает шанс раскрыть почти 300-летнее произведение в одном из наиболее тесно связанных с историей страны зданий. Но именно это предстоит сделать историкам искусства и реставраторам, приступающим ко второму этапу работ по восстановлению декоративной росписи в Старой Северной церкви Бостона. Она украшала храм во времена, когда тут бывал выдающийся деятель Войны за независимость Пол Ревир (1735–1818). Эти росписи, изображающие херувимов и фестоны на арках церкви, — лишь часть внутреннего убранства, работу над которым художник Джон Гиббс начал в 1727 году.

Интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым.  Фото: Old North Church & Historic Site
Интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым.
Фото: Old North Church & Historic Site

Именно на шпиль Старой Северной церкви вывесили знаменитые фонари, использованные для подачи сигнала о передвижении британских войск в ночь «скачки Пола Ревира» в 1775 году. «Хотя Ревир был одним из основателей гильдии звонарей этой церкви, он не узнал бы ее нынешний строгий интерьер», — говорит Никки Стюарт, исполнительный директор Old North Illuminated — некоммерческой организации, в ведении которой находится исторический объект (независимо, но в парт­нерстве с руководителями этого действующего молитвенного дома, церкви Христа в Бостоне). Стюарт объясняет, что интерьер церкви, выкрашенной изнутри в белый цвет в 1912 году, первоначально был замысловатым. «Если говорить о церкви как об историческом объекте, то мы очень рады возможности увидеть то, что видели люди прошлого, — рассказывает она. — А если смотреть на нее с точки зрения прихожан, то раскрытие росписей позволяет лучше понять религиозную историю церкви и ее идентичность, потому что их появление здесь не случайно: искусство было важно для общины, ценившей достижения человека».

Еще в преддверии 300-летия Старой Северной церкви, которое отмечалось в 2023 году, руководство храма начало исследовать возможности вновь раскрыть эту старинную работу. В 2016 году фирме Building Conservation Associates, специализирующейся на сохранении исторических памятников, заказали исследование красок, а в 2024 году реставратору Джанфранко Покобене поручили провести реставрационные работы. Первоначально планировалось раскрыть лишь четырех ангелов, а затем скопировать их на остальные арки. По счастью, появилась другая возможность.

Установив строительные леса высотой 9 м, команда Покобене сначала опробовала растворители на нескольких участках стены размером в квадратный дюйм, чтобы посмотреть, как краска будет вздуваться и размягчаться, а затем расширила рабочую зону и сняла несколько слоев мягкими шпателями. Покобене отмечает, что первый слой, нанесенный в 1912 году, оказался самым стойким. «Это сложная задача — понять, как снять все, что можно, но при этом не повредить оригинальную работу», — рассказывает он о ходе реставрации.

Специалисты, работающие в Старой Северной церкви в Бостоне, обнаружили, что у ангелов на сводах совершенно разные выражения лиц.  Фото: Old North Church & Historic Site
Специалисты, работающие в Старой Северной церкви в Бостоне, обнаружили, что у ангелов на сводах совершенно разные выражения лиц.
Фото: Old North Church & Historic Site

Неровности штукатурки на стенах и собственные объемные мазки Гиббса густыми масляными красками создали труднодоступные углубления, с которыми специалисты работали при помощи смоченных ватных тампонов. Реставраторы выявили ожидаемые повреждения у изображений ангелов с детскими личиками в пазухах сводов и гирлянд с фруктами на колоннах, и в то же время работа принесла ряд сюрпризов.

Фестоны, написанные на деревянных панелях, были сделаны по единому шаблону. Покобене считает, что они могли быть изготовлены за пределами церкви и установлены уже в готовом виде. А вот херувимы, ко всеобщему удивлению, оказались не трафаретами, а уникальными произведениями с разными выражениями лиц и характерами. Выполненные в приглушенных землистых тонах, призванных имитировать европейскую резьбу по камню, они неожиданным образом оказались написанными на ярком бирюзовом фоне. Специалисты приняли решение раскрыть и отреставрировать всех оставшихся херувимов в верхней части арок.

На сегодня восемь ангелов уже отреставрировали и покрыли защитным лаком. Места утрат закрасили обратимыми реставрационными красками. Ожидается, что остальных 16 ангелов раскроют в ближайшее время, к 250-летию «скачки Пола Ревира» 18 апреля 1775 года. Общая стоимость проекта оценивается в $465 тыс. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+