18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия

Союз музеев России выпустил манифест, в котором говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений».  Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Союз музеев России выпустил манифест, в котором говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений».
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»

Полуторастраничный текст манифеста Союза музеев России написан анафорой: каждый абзац начинается со слова «музей», подчеркивая значение этого понятия с разных точек зрения. Манифест, подписанный президентом организации, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским 14 марта, начинается с фундаментальных установок: «Музеи — научно-исследовательские культурно-просветительные учреждения, хранители и передатчики культурного кода нации; их уровень — критерий ее, нации, качества, генетической памяти и целостности историко-культурных образов. Сейчас, когда мир мучительно перестраивается, музей представляет собой островок стабильности, объясняющий вместе и природу, и стиль перемен через опыт истории и искусства».

А затем плавно переходит к главному: «Музей очеловечивает новейшие технологии так же, как он очеловечивает и людей, которых он воспитывает, обучая, и обучает, воспитывая.

Музей строится на принципах многополярности и суверенитета как национальных культур, так и составляющих их культурных институций.

Музей не может быть измерен машинного типа правилами и санкциями. Он должен иметь высокую степень свободы решений, которую можно и нужно описать, но с помощью сложных, а не примитивных методик».

Самое важное, впрочем, говорится в пояснении к манифесту, где подчеркиваются стратегические задачи: сохранить единство музейного пространства страны, законодательно защитить коллекции и хранителей и разработать тонкую систему оценки успеха музея. «Сейчас (это — главное в заглавии. — Прим. TANR) остро стоит проблема осознания миссии музея — хранителя ДНК нации и человечества, как самими музеями, так и окружающим миром… Этой миссии грозит размывание под напором тенденции видеть в музеях досуговые предприятия, делать бухгалтерский машинный учет главным критерием оценки успеха, а также отстранение общественных организаций от принятия решений», — говорится в ремарке.

Напомним, что, подводя итоги года в Государственном Эрмитаже, Михаил Пиотровский сказал: «Выставок больше, чем надо. Мы приняли решение сокращать их количество, это уже работа на износ. Их будет меньше, но на большие сроки».

В последний раз Союз музеев России, созданный в 2001 году и объединяющий более 400 музеев РФ, выступал с манифестом семь лет назад. Тогда общественная организация по предложению Министерства культуры РФ выпустила «Стратегию развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+