18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия

Союз музеев России выпустил манифест, в котором говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений».  Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Союз музеев России выпустил манифест, в котором говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений».
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»

Полуторастраничный текст манифеста Союза музеев России написан анафорой: каждый абзац начинается со слова «музей», подчеркивая значение этого понятия с разных точек зрения. Манифест, подписанный президентом организации, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским 14 марта, начинается с фундаментальных установок: «Музеи — научно-исследовательские культурно-просветительные учреждения, хранители и передатчики культурного кода нации; их уровень — критерий ее, нации, качества, генетической памяти и целостности историко-культурных образов. Сейчас, когда мир мучительно перестраивается, музей представляет собой островок стабильности, объясняющий вместе и природу, и стиль перемен через опыт истории и искусства».

А затем плавно переходит к главному: «Музей очеловечивает новейшие технологии так же, как он очеловечивает и людей, которых он воспитывает, обучая, и обучает, воспитывая.

Музей строится на принципах многополярности и суверенитета как национальных культур, так и составляющих их культурных институций.

Музей не может быть измерен машинного типа правилами и санкциями. Он должен иметь высокую степень свободы решений, которую можно и нужно описать, но с помощью сложных, а не примитивных методик».

Самое важное, впрочем, говорится в пояснении к манифесту, где подчеркиваются стратегические задачи: сохранить единство музейного пространства страны, законодательно защитить коллекции и хранителей и разработать тонкую систему оценки успеха музея. «Сейчас (это — главное в заглавии. — Прим. TANR) остро стоит проблема осознания миссии музея — хранителя ДНК нации и человечества, как самими музеями, так и окружающим миром… Этой миссии грозит размывание под напором тенденции видеть в музеях досуговые предприятия, делать бухгалтерский машинный учет главным критерием оценки успеха, а также отстранение общественных организаций от принятия решений», — говорится в ремарке.

Напомним, что, подводя итоги года в Государственном Эрмитаже, Михаил Пиотровский сказал: «Выставок больше, чем надо. Мы приняли решение сокращать их количество, это уже работа на износ. Их будет меньше, но на большие сроки».

В последний раз Союз музеев России, созданный в 2001 году и объединяющий более 400 музеев РФ, выступал с манифестом семь лет назад. Тогда общественная организация по предложению Министерства культуры РФ выпустила «Стратегию развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+