18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка про любовь никогда не бывает лишней

Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975. Фото: ММОМА
Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975.
Фото: ММОМА
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В рамках экспозиционной программы «Коллекция. Точка обзора» Московский музей современного искусства подготовил выставку «Люби меня, как я тебя», в которой вечная тема обрастает новыми, порой неожиданными лейтмотивами

Программа была придумана кураторами Андреем Егоровым и Анной Арутюнян в 2017 году, чтобы знакомить зрителей с фондами музея в особом, камерном формате. Цикл представляет в основном произведения небольшого размера, тем самым подчеркивая «частные» темы, которые выбирают для программы.

В новую экспозицию в Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке вошли работы таких известных художников, как Андрей Бартенев, Екатерина Григорьева, Айдан Салахова, Вадим Сидур, Лев Табенкин, Анастасия Хорошилова, Владимир Янкилевский и другие. Большинство произведений носят очень личный, почти интимный характер.

Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.  Фото: ММОМА
Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.
Фото: ММОМА

Таков черно-белый рисунок Галины Эдельман, где нежно обнимаются мужчина и женщина, а над ними пролетает задумчивая фигура поэта-херувима. Работа называется «Свидание». А вот «Поцелуй» Наталии Турновой полон страсти, которая чувствуется не только в пылу объятий, но и в ярких цветах на холсте. Метафорическая вещь Екатерины Григорьевой «Парочка и весы» (1975) изображает влюбленных словно на черно-белой фотографии, запутавшейся среди летящих, воздушных, как чувства, штор. Жестче образ у Валерия Мишина и Тамары Буковской — это инсталляция, где два металлических стула в прямом смысле слова скованы одной цепью.

Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997. Фото: ММОМА
Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997.
Фото: ММОМА

Помимо произведений из фондов ММОМА, в экспозиции есть и работы, предоставленные художниками специально для проекта. Среди них — «Воскресное утро» мультимедиахудожника Романа Мокрова. Видео рассказывает романтическую историю пары, которая живет в палатке на крыше высотки. Несмотря на некоторую безысходность их положения, сюжет становится аллегорией волшебной сказки. Влюбленные смотрят на мир с высоты птичьего полета примерно таким же воодушевленным взглядом, какой был у героев «Титаника». Конечно, это фантазия-постановка, но говорящая: с милым рай и в шалаше. Через некоторое время, о чем свидетельствует смена сезонов, по крыше уже бегает счастливый малыш. «Я снимал своих друзей и их детей. Это было в 2017 году. Как раз после этой работы встретил свою любовь, женился, сейчас у нас двое детей, как и у моих друзей, героев видео», — рассказал Роман Мокров нашему изданию.

Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002. Фото: ММОМА
Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002.
Фото: ММОМА

Романтический камерный формат подчеркнут в дизайне экспозиции. Для этого используют мотивы и образы самиздатовских открыток 1950-х. Трогательные, но концептуальные сюжеты напомнят, что даже в самые сложные времена люди не перестают влюбляться и радоваться тихому личному счастью. А ведь это — человеческое отношение к ближнему — и делает нас людьми. 

Образовательный центр ММОМА
«Люби меня, как я тебя»
До 20 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+