18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка про любовь никогда не бывает лишней

Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975. Фото: ММОМА
Екатерина Григорьева. «Парочка и весы». 1975.
Фото: ММОМА
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В рамках экспозиционной программы «Коллекция. Точка обзора» Московский музей современного искусства подготовил выставку «Люби меня, как я тебя», в которой вечная тема обрастает новыми, порой неожиданными лейтмотивами

Программа была придумана кураторами Андреем Егоровым и Анной Арутюнян в 2017 году, чтобы знакомить зрителей с фондами музея в особом, камерном формате. Цикл представляет в основном произведения небольшого размера, тем самым подчеркивая «частные» темы, которые выбирают для программы.

В новую экспозицию в Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке вошли работы таких известных художников, как Андрей Бартенев, Екатерина Григорьева, Айдан Салахова, Вадим Сидур, Лев Табенкин, Анастасия Хорошилова, Владимир Янкилевский и другие. Большинство произведений носят очень личный, почти интимный характер.

Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.  Фото: ММОМА
Галина Эдельман. «Свидание». Из серии «Времена жизни». 2001.
Фото: ММОМА

Таков черно-белый рисунок Галины Эдельман, где нежно обнимаются мужчина и женщина, а над ними пролетает задумчивая фигура поэта-херувима. Работа называется «Свидание». А вот «Поцелуй» Наталии Турновой полон страсти, которая чувствуется не только в пылу объятий, но и в ярких цветах на холсте. Метафорическая вещь Екатерины Григорьевой «Парочка и весы» (1975) изображает влюбленных словно на черно-белой фотографии, запутавшейся среди летящих, воздушных, как чувства, штор. Жестче образ у Валерия Мишина и Тамары Буковской — это инсталляция, где два металлических стула в прямом смысле слова скованы одной цепью.

Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997. Фото: ММОМА
Валерий Мишин, Тамара Буковская «Скованные одной цепью». 1997.
Фото: ММОМА

Помимо произведений из фондов ММОМА, в экспозиции есть и работы, предоставленные художниками специально для проекта. Среди них — «Воскресное утро» мультимедиахудожника Романа Мокрова. Видео рассказывает романтическую историю пары, которая живет в палатке на крыше высотки. Несмотря на некоторую безысходность их положения, сюжет становится аллегорией волшебной сказки. Влюбленные смотрят на мир с высоты птичьего полета примерно таким же воодушевленным взглядом, какой был у героев «Титаника». Конечно, это фантазия-постановка, но говорящая: с милым рай и в шалаше. Через некоторое время, о чем свидетельствует смена сезонов, по крыше уже бегает счастливый малыш. «Я снимал своих друзей и их детей. Это было в 2017 году. Как раз после этой работы встретил свою любовь, женился, сейчас у нас двое детей, как и у моих друзей, героев видео», — рассказал Роман Мокров нашему изданию.

Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002. Фото: ММОМА
Наталия Турнова. «Поцелуй». Из серии «Любовь». 2002.
Фото: ММОМА

Романтический камерный формат подчеркнут в дизайне экспозиции. Для этого используют мотивы и образы самиздатовских открыток 1950-х. Трогательные, но концептуальные сюжеты напомнят, что даже в самые сложные времена люди не перестают влюбляться и радоваться тихому личному счастью. А ведь это — человеческое отношение к ближнему — и делает нас людьми. 

Образовательный центр ММОМА
«Люби меня, как я тебя»
До 20 апреля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+