18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям

«Портрет Козимо III Медичи в младенчестве». Около 1642.  Фото: Wikimedia
«Портрет Козимо III Медичи в младенчестве». Около 1642.
Фото: Wikimedia
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном

Обильно иллюстрированная и великолепно изданная книга, посвященная детскому портрету эпохи Возрождения, конечно же, заинтересует многих любителей искусства, ведь это сочетание двух прекраснейших тем: детской прелести и ренессансной красоты. Тем более что ранее книг на подобную тему на русском языке не выходило. Ценность монографии искусствоведа Елены Черняк, в первую очередь, в большом объеме набранного иллюстративного материала, который позволяет разглядывать издание с огромным удовольствием. Также в этой книге, созданной — что заметно — на основе кандидатской диссертации, защищенной в МГУ, автор делает первую для отечественного искусствознания попытку подступиться к категоризации темы, крайне сложной и объемной.

Как пишет Елена Черняк во введении, в зарубежной науке также еще не выходило комплексных исследований такого рода. Наиболее крупная из недавних публикаций — каталог выставки 2021 года «Дети Ренессанса. Искусство и образование при Габсбургском дворе (1470–1530)», проходившей в бельгийском Мехелене. Таким образом, Черняк воспринимается чуть ли не как первопроходец. Тем более что она решила не включать в свою книгу историографию вопроса, которая показала бы достижения современной аналитической мысли хотя бы по более мелким сегментам темы (например, придворный флорентийский детский портрет или же королевский испанский). Зато в большом количестве автор цитирует ренессансные гуманистические трактаты по теме семьи и детства, в том числе чрезвычайно редкие.

Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.
Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.

Помимо вполне предсказуемых итальянских портретов XV–XVI веков, монография рассказывает и о нидерландских детских портретах, и о немецких, и об английских, причем разделения нет ни по географическому признаку, ни по хронологии — только по типологии, что создает слегка головокружительное ощущение из-за обилия информации и легкой потери логической последовательности. (К примеру, уподобление рисунков Софонисбы Ангвиссолы жанровым головкам Франса Халса только из-за наличия там и там детей и улыбки представляется весьма смелым.)

Произведенное автором разделение на типологические ряды получилось довольно занимательным. Так, отдельные главы разумно посвящены ранним изображениям детей-донаторов в религиозных сценах, портретам новорожденных, а также картинам, использовавшимся при монарших переговорах об обручении детей. Есть и попытка проследить сепарацию отдельного детского портрета из парных портретов родителей и групповых семейных портретов.

Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474–1480.  Фото:  Samuel H. Kress Collection
Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474–1480.
Фото: Samuel H. Kress Collection

В труде Елены Черняк обнаруживается глава «Детский скульптурный портрет во Флоренции Раннего Возрождения и портреты детей в станковой живописи», первая часть названия которой вполне могла бы стать заглавием отдельной увесистой книги, а вторая — вообще многотомника. Впечатление некоторой академической неотделанности дополняет использование место­имения «я» вместо научного «мы» в авторской речи. А также встречающиеся порой высказывания наподобие «на мой взгляд, этот портрет напоминает о том, что между нами и людьми эпохи Возрождения не такая уж большая дистанция, как может показаться».

Книге явно пошло бы на пользу ограничение географического ареала и несколько большее внимание к современным методикам исследования конкретно портретного жанра со всей его спецификой. Тем не менее монографию, безусловно, стоит прочесть читателю, желающему ознакомиться со столь приятной и красивой темой — но отнюдь не такой уж простой, как кажется на первый взгляд.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+