18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям

«Портрет Козимо III Медичи в младенчестве». Около 1642.  Фото: Wikimedia
«Портрет Козимо III Медичи в младенчестве». Около 1642.
Фото: Wikimedia
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном

Обильно иллюстрированная и великолепно изданная книга, посвященная детскому портрету эпохи Возрождения, конечно же, заинтересует многих любителей искусства, ведь это сочетание двух прекраснейших тем: детской прелести и ренессансной красоты. Тем более что ранее книг на подобную тему на русском языке не выходило. Ценность монографии искусствоведа Елены Черняк, в первую очередь, в большом объеме набранного иллюстративного материала, который позволяет разглядывать издание с огромным удовольствием. Также в этой книге, созданной — что заметно — на основе кандидатской диссертации, защищенной в МГУ, автор делает первую для отечественного искусствознания попытку подступиться к категоризации темы, крайне сложной и объемной.

Как пишет Елена Черняк во введении, в зарубежной науке также еще не выходило комплексных исследований такого рода. Наиболее крупная из недавних публикаций — каталог выставки 2021 года «Дети Ренессанса. Искусство и образование при Габсбургском дворе (1470–1530)», проходившей в бельгийском Мехелене. Таким образом, Черняк воспринимается чуть ли не как первопроходец. Тем более что она решила не включать в свою книгу историографию вопроса, которая показала бы достижения современной аналитической мысли хотя бы по более мелким сегментам темы (например, придворный флорентийский детский портрет или же королевский испанский). Зато в большом количестве автор цитирует ренессансные гуманистические трактаты по теме семьи и детства, в том числе чрезвычайно редкие.

Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.
Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.

Помимо вполне предсказуемых итальянских портретов XV–XVI веков, монография рассказывает и о нидерландских детских портретах, и о немецких, и об английских, причем разделения нет ни по географическому признаку, ни по хронологии — только по типологии, что создает слегка головокружительное ощущение из-за обилия информации и легкой потери логической последовательности. (К примеру, уподобление рисунков Софонисбы Ангвиссолы жанровым головкам Франса Халса только из-за наличия там и там детей и улыбки представляется весьма смелым.)

Произведенное автором разделение на типологические ряды получилось довольно занимательным. Так, отдельные главы разумно посвящены ранним изображениям детей-донаторов в религиозных сценах, портретам новорожденных, а также картинам, использовавшимся при монарших переговорах об обручении детей. Есть и попытка проследить сепарацию отдельного детского портрета из парных портретов родителей и групповых семейных портретов.

Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474–1480.  Фото:  Samuel H. Kress Collection
Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474–1480.
Фото: Samuel H. Kress Collection

В труде Елены Черняк обнаруживается глава «Детский скульптурный портрет во Флоренции Раннего Возрождения и портреты детей в станковой живописи», первая часть названия которой вполне могла бы стать заглавием отдельной увесистой книги, а вторая — вообще многотомника. Впечатление некоторой академической неотделанности дополняет использование место­имения «я» вместо научного «мы» в авторской речи. А также встречающиеся порой высказывания наподобие «на мой взгляд, этот портрет напоминает о том, что между нами и людьми эпохи Возрождения не такая уж большая дистанция, как может показаться».

Книге явно пошло бы на пользу ограничение географического ареала и несколько большее внимание к современным методикам исследования конкретно портретного жанра со всей его спецификой. Тем не менее монографию, безусловно, стоит прочесть читателю, желающему ознакомиться со столь приятной и красивой темой — но отнюдь не такой уж простой, как кажется на первый взгляд.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+