18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эволюция вещей: над чем работают российские дизайнеры

Телевизор «Электроника ВЛ-100». 1970.  Фото: Московский музей дизайна
Телевизор «Электроника ВЛ-100». 1970.
Фото: Московский музей дизайна
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В России бум внимания к индустрии дизайна. Российские специалисты рассказали, что происходит в этой сфере, над чем они работают — от станков до электрических розеток — и какие новации сулит будущее

В начале ХХ века Владимир Татлин обозначил главные принципы создания предметов: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному. Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». Русский авангард и концепция жизнеустройства конструктивистов оказали сильнейшее влияние на дизайн и архитектуру всего мира — напоминает нам директор Московского музея дизайна (недавно открывшего в Новой Третьяковке новую экспозицию, посвященную истории отечественного дизайна) Александра Санькова. «Также существует советская школа дизайна, сложившаяся после Великой Отечественной войны. Это направление отвечало запросам общества и было заточено на массовые стандартные и унифицированные изделия. Современный дизайн формируется здесь и сейчас. А мы непосредственные и активные участники процесса», — рассказывает она. Кажется, что российская дизайн-школа выросла из фарфора Казимира Малевича и Николая Суетина, а также плакатов Александра Родченко и Эль Лисицкого.

Александр Родченко. Шахматный стол для рабочего клуба. 1925. Макет.  Фото: Wikimedia
Александр Родченко. Шахматный стол для рабочего клуба. 1925. Макет.
Фото: Wikimedia

Электрочайник с внутренним трагизмом

Сергей Хельмянов, сооснователь школы CHE Design School, бывший заведующий кафедрой промышленного дизайна Академии Штиглица в Санкт-Петербурге, вносит ясность: «Искусство — нервная ткань общества. Оно отражает действительность, предчувствует изменения. Дизайн изменения формирует. В отличие от искусства, в дизайне самовыражение автора не является целью, но и не отменяется. Поэтому дизайн искусством не является, но опирается на его методологию, использует его продукты. Художественных ценностей, таких как драматизм или комизм, в продуктах дизайна нет».

Действительно, трудно себе представить электрочайник с внутренним трагизмом. А в чем же суть?

«Самое важное в дизайне — функциональность и гармония технологии, эстетики и экономики. Все это — ответственность дизайнера, — объясняет основатель компании Smirnov Design Сергей Смирнов, чья дизайн-студия с 90-х годов прошлого века работает над проектами с миллионными тиражами — от зажигалок, фильтров «Барьер» до культовой фотокамеры Zenit M. — Промышленный дизайнер — это межотраслевой интегратор в области создания новых продуктов».

Конвертоплан Veter. Дизайн-студия Smirnov Design. Фото: Дизайн-студия Smirnov Design
Конвертоплан Veter. Дизайн-студия Smirnov Design.
Фото: Дизайн-студия Smirnov Design

В официальном определении промышленного дизайна, данном Международной ассоциацией дизайна (WDO, World Design Organization), говорится, что это прежде всего стратегический процесс, направленный на решение задач и проблем, влияющий на инновации, успешное построение бизнеса и ведущий к улучшению качества жизни через создание передовых продуктов, систем и услуг. Как же объяснить простыми словами, в чем его важность?

Помогает дизайнер Майя Прохорова, чья деятельность хорошо известна на международном рынке: «Промышленный дизайнер похож на режиссера фильма, который не просто отвечает за картинку, а создает целостный опыт взаимодействия. Представьте себе стул. Он может быть просто табуреткой или продуманным объектом, который удобен, долговечен, легко собирается и гармонично вписывается в интерьер. Это не только про красоту, но и про комфорт, логику использования и даже стоимость производства. Например, экономия на упаковке благодаря правильному дизайну может снизить логистические расходы на миллионы. Дизайн — это конкурентное преимущество. Продукты с продуманным дизайном продаются лучше, потому что люди выбирают их не только умом, но и эмоциями. Дизайн решает проблемы. Например, медицинские устройства с интуитивным интерфейсом спасают жизни, а эргономичные кресла снижают нагрузку на позвоночник».

Кресло Pear. Дизайнер Андрей Слабов.  Фото: Московский музей дизайна
Кресло Pear. Дизайнер Андрей Слабов.
Фото: Московский музей дизайна

Илья Чех, основатель компании по производству бионических протезов «Моторика», уверен в том, что дизайн продукта, особенно технологического, может играть ключевую роль в его востребованности, а значит, рыночном успехе. «Например, в „Моторике“ на определенной стадии развития продукта мы поняли, что нашему клиенту часто важнее именно то, как выглядит наш протез, а не только тот функционал, который он за собой несет. И эта дополнительная ценность появилась именно благодаря работе с талантливыми промышленными дизайнерами», — уточняет он.

Ирина Жданова, основатель дизайн-студии «Масштаб», видит самую интересную и неочевидную силу промдизайна в том, что эстетика, гармония и интуитивность выстраивают наше отношение к предмету, на который мы смотрим или который держим в руках. «Например, чемодан „Менделеев“ дизайнеры, продолжая стиль дорогих спортивных машин, используя возможности современных технологий, создали для того, чтобы он стал гордостью своего хозяина, — говорит она. — Промдизайн успешно формирует доверие не только к простому, но и к сложному продукту, убеждает в его ценности и современности. Еще одна важная миссия дизайна — повышать качество жизни людей. Когда мы проектировали инвалидное кресло iCross, то стремились не только создать идеальную эргономику и функциональность, но и предложить людям по-настоящему красивую вещь».

Чемодан «Менделеев». Дизайн-студия «Масштаб». Фото:  Дизайн-студия «Масштаб»
Чемодан «Менделеев». Дизайн-студия «Масштаб».
Фото: Дизайн-студия «Масштаб»

Чего хочет массовый пользователь

Промышленный дизайн имеет дело с изделиями, которые выпускаются многотысячными тиражами. Как же дизайнерам удается понять, что именно хочет получить массовый пользователь?

Алексей Кутяев, основатель и креативный директор студии дизайна Art-Up Studio, считает, что мы живем в мире, где каждая деталь имеет значение. «Понимание потребностей заказчиков — ключевой элемент успешного дизайна. Именно с этого стартует процесс создания продукта. Для разработки лампы RAY Basic мы провели полевые исследования, опросив более 500 мастеров маникюра и посетив около 40 салонов красоты. Это позволило нам понять, как именно применяется оборудование, какие детали важны, каковы пожелания по удобству как у профессионалов, так и у клиентов. Также мы анализировали существующие продукты на рынке (например, победителей международных премий, таких как Red Dot, iF Design, IDA, A’ Design), для того чтобы выявить успешные решения, улучшить расположение элементов управления и общую функциональность», — объясняет он.

Пылесос «Сатурн». 1963. Вильнюсский завод электросварочного оборудования, Литовская ССР.  Фото: Московский музей дизайна
Пылесос «Сатурн». 1963. Вильнюсский завод электросварочного оборудования, Литовская ССР.
Фото: Московский музей дизайна

Шеф-дизайнер Systeme Electric Михаил Чистяков приводит в пример всем привычные интерьерные розетки, выключатели, которые, на первый взгляд, не меняются годами, а то и десятилетиями. «Кажется, здесь нечего больше придумывать, — рассказывает он, — однако на самом деле их форма, материалы, цвета, детали постоянно совершенствуются, следуя, с одной стороны, за новыми технологиями, а с другой — за модой, то есть за ожиданиями покупателей. Роль промышленного дизайнера в разработке такого продукта — хорошо чувствовать глобальные тренды и уметь реализовать их на уровне микродеталей: плавности линий, величины скругления, мягкости щелчка нажатия на клавишу».

Умные вещи будущего

Сегодня главная тенденция — бум внимания к индустрии дизайна. Несколько лет назад в Центре современного искусства «Винзавод» прошла выставка-блокбастер Design Act. Каждый месяц количество конференций и митапов по дизайну увеличивается в геометрической прогрессии. Все обсуждают меры поддержки индустрии. Появляются новые просветительские инициативы, среди которых, например, документальная короткометражка «Правила промышленного дизайна» — совместный проект компании «Трансмашхолдинг» и дизайн-студии «2050.ЛАБ».

Дизайнер Дмитрий Самыгин, чьи мебельные объекты восхищают идеальным стилем и труднодостижимой простотой, полагает, что сегодняшнее активное внимание к индустрии дизайна в России не столько «окно возможностей», сколько результат дефицита и ослабления конкуренции. «Повлияло ли это положительно? — задается вопросом он. И тут же отвечает: — Сложно сказать наверняка. Я считаю, в России, независимо от этого, постепенно и уверено развиваются и предметный, и промышленный дизайн». Дмитрий Самыгин приводит в пример слова дизайнера Бориса Берлина о том, что «тренды — это рябь на воде, быстро возникающая на поверхности и так же быстро исчезающая».

Стул Italy. Дизайнер Дмитрий Самыгин. Фото: Дмитрий Самыгин
Стул Italy. Дизайнер Дмитрий Самыгин.
Фото: Дмитрий Самыгин

Ярко выраженная «рябь» сегодняшнего дня, которая уже похожа на «волны», — это искусственный интеллект. В сентябре 2024 года впервые в образовании в сфере дизайна для студентов магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» НИТУ МИСИС был организован факультатив «Простые промпты». Преподаватели — разработчики нейросети Kandinsky — учили ребят корректному запросу, который поможет найти визуальную точку вдохновения. Меняется культура проектирования, и очень важно объяснить молодому поколению, что ИИ — это инструмент, который не заменит дизайнерскую мысль, но сможет быть эффективным помощником. Ведь мы живем в эпоху, когда у предметов появляются новые сценарии пользования. Дизайн следует за нашими потребностями, которые меняются вслед за развитием технологий. Мы уже бываем удивлены, если в вагоне метро нет розетки для зарядки телефона. Нам не хватает «ямочки» на столе, чтобы устойчиво разместить стаканчик с кофе. Нам не кажется странным то, что мы разговариваем с предметами. Имя Алиса после появления «умной колонки» стало нарицательным. Поколение Альфа не будет искать кнопки в лифте, как это делала главная героиня в финальной серии сиквела о Бриджет Джонс. Еще немного, и беспилотный транспорт станет мейнстримом. Меняются ли задачи дизайнера с приходом новых технологий?

Беспилотный магистральный тягач L5. Фото: Navio
Беспилотный магистральный тягач L5.
Фото: Navio

По словам Максима Чащина, руководителя направления промышленного дизайна компании Navio, разработчика технологий и продуктов автономного вождения с применением ИИ, задачи промышленного дизайна прежние — гармонизация технических решений с точки зрения эстетики, эргономики и пользовательского опыта. «И в этом отношении для других участников дорожного движения автономные автомобили остаются автомобилями, — подчеркивает он. — Отсутствие водителя — это пока совершенно новая практика. Мы привыкли к тому, что внутри автомобиля видим человека и можем встретиться с ним взглядом. В случае с ИИ так сделать не получится. Поэтому задача дизайнеров — найти способ, как обеспечить взаимопонимание между пешеходами, водителями и автономным автомобилем. Другими словами, чтобы человек понимал, что он в безопасности, его видят и ему очевиден маневр, который планирует совершить автономный автомобиль. Мы в Navio при разработке полностью автономного тягача L5, в котором в принципе не предусмотрено рабочее место водителя, решили эту задачу с помощью двух интерактивных панелей. По сути, это экраны, которые отвечают за функцию коммуникации тягача с окружающим миром: сообщают о его действиях и дают обратную связь другим участникам дорожного движения с помощью графики и текста. Они расположены на разной высоте, чтобы информация легко считывалась пешеходами и водителями легковых и грузовых транспортных средств. Хороший дизайн как „обещание счастья“, поэтому люди с радостью покупают, арендуют или берут в лизинг отлично спроектированные и сделанные предметы, удобные и приятно предсказуемые в использовании, и не важно, гаджет это или гаджет-грузовик». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+