18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Анатолий Белкин: не ретроспектива, но избранное

Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.
Фото: AZ/ART
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

На выставке «Буквальные связи» в AZ/ART представлено 60 произведений классика ленинградского неофициального искусства Анатолия Белкина. Могло быть и больше, но автор выступает против попыток «набить в выставочное пространство максимум своих работ»

Название проекта Анатолия Белкина «Буквальные связи» определилось тем обстоятельством, что впервые в полном объеме будет показана «Азбука» — альбом из 33 листов, исполненный в 2016 году. Это портреты всех букв современного русского алфавита в смешанной технике. По словам автора, он тоже впервые увидит «Азбуку» в виде единой ленты.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Тем, кто займется составлением биографии художника для энциклопедий (то, что он туда попадет, сомнений не вызывает), будет просто. Анатолий Белкин, участник овеянных легендами выставок ленинградского неофициального искусства в ДК имени И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), был самым молодым создателем феномена «газа-невской культуры». В 2004 году в Эрмитаже состоялась его «персоналия» «Золото болот», которая представила материалы «археологических раскопок» загадочного карликового народа, проживавшего в болотах Восточной Сибири. Этот остроумный проект-мистификация по­дружил музейщиков, дотоле скептически относившихся к современному искусству, с его действующими лицами. Можно утверждать, что именно Белкин открыл дорогу к показу в Эрмитаже выставок Энтони Гормли, братьев Чепмен, Яна Фабра и других. В 2012 году он выпустил альбом «Действующие лица», проявив себя в качестве незаурядного мастера черно-белой портретной фотографии; 70 снимков стали памятником времени — совсем недавнего, но безвозвратно ушедшего.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Нынешняя выставка состоит из четырех основных разделов. В центре первого находится «Азбука», которую сопровождают акварель «Письмо к самому себе» и «процарапка» на картоне «Написано, но не прочитано». Все они связаны с письменностью, знаками, пиктограммами.

Второй раздел представляет коллажи 1990-х годов, в которых Белкин использовал ностальгические фотографии начала ХХ века. Отдельное пространство отведено двум фигурам болотных карликов и лягушки, отлитых из бронзы по оригиналам, которые хранятся в Эрмитаже.

Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.
Фото: AZ/ART

Финальный раздел — архитектурный. В него вой­дут, в частности, картина темперой «Остатки входа в идеальный город» (2022), посвященная любимой петербургской теме античных руин, и коллаж «Осторожно, Египет!» (2011), на котором изображена пирамида, перекрытая красно-белой леерной лентой. Мотивы хрупкости памятников Белкин использовал в инсталляции «Карпаччо. Высокая вода», которая была показана в Эрмитаже в 2023 году. Тогда художнику исполнилось 70 лет, но проект был о культуре, а не о юбилеях.

Рассказывая о выставке в AZ/ART, Анатолий Белкин категорически против определения «ретроспектива». «Я еще жив, активно работаю, и мне скучно думать о ретроспективе», — говорит художник.

Центр современного искусства AZ/ART
«Буквальные связи»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+