18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Анатолий Белкин: не ретроспектива, но избранное

Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.
Фото: AZ/ART
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

На выставке «Буквальные связи» в AZ/ART представлено 60 произведений классика ленинградского неофициального искусства Анатолия Белкина. Могло быть и больше, но автор выступает против попыток «набить в выставочное пространство максимум своих работ»

Название проекта Анатолия Белкина «Буквальные связи» определилось тем обстоятельством, что впервые в полном объеме будет показана «Азбука» — альбом из 33 листов, исполненный в 2016 году. Это портреты всех букв современного русского алфавита в смешанной технике. По словам автора, он тоже впервые увидит «Азбуку» в виде единой ленты.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Тем, кто займется составлением биографии художника для энциклопедий (то, что он туда попадет, сомнений не вызывает), будет просто. Анатолий Белкин, участник овеянных легендами выставок ленинградского неофициального искусства в ДК имени И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), был самым молодым создателем феномена «газа-невской культуры». В 2004 году в Эрмитаже состоялась его «персоналия» «Золото болот», которая представила материалы «археологических раскопок» загадочного карликового народа, проживавшего в болотах Восточной Сибири. Этот остроумный проект-мистификация по­дружил музейщиков, дотоле скептически относившихся к современному искусству, с его действующими лицами. Можно утверждать, что именно Белкин открыл дорогу к показу в Эрмитаже выставок Энтони Гормли, братьев Чепмен, Яна Фабра и других. В 2012 году он выпустил альбом «Действующие лица», проявив себя в качестве незаурядного мастера черно-белой портретной фотографии; 70 снимков стали памятником времени — совсем недавнего, но безвозвратно ушедшего.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Нынешняя выставка состоит из четырех основных разделов. В центре первого находится «Азбука», которую сопровождают акварель «Письмо к самому себе» и «процарапка» на картоне «Написано, но не прочитано». Все они связаны с письменностью, знаками, пиктограммами.

Второй раздел представляет коллажи 1990-х годов, в которых Белкин использовал ностальгические фотографии начала ХХ века. Отдельное пространство отведено двум фигурам болотных карликов и лягушки, отлитых из бронзы по оригиналам, которые хранятся в Эрмитаже.

Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.
Фото: AZ/ART

Финальный раздел — архитектурный. В него вой­дут, в частности, картина темперой «Остатки входа в идеальный город» (2022), посвященная любимой петербургской теме античных руин, и коллаж «Осторожно, Египет!» (2011), на котором изображена пирамида, перекрытая красно-белой леерной лентой. Мотивы хрупкости памятников Белкин использовал в инсталляции «Карпаччо. Высокая вода», которая была показана в Эрмитаже в 2023 году. Тогда художнику исполнилось 70 лет, но проект был о культуре, а не о юбилеях.

Рассказывая о выставке в AZ/ART, Анатолий Белкин категорически против определения «ретроспектива». «Я еще жив, активно работаю, и мне скучно думать о ретроспективе», — говорит художник.

Центр современного искусства AZ/ART
«Буквальные связи»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+