18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Индия намерена создать самый большой музей в мире

Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.  Фото: Wikimedia Commons
Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.
Фото: Wikimedia Commons
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Грандиозный проект под названием «Юг Юджин Бхарат» должен со временем заменить Национальный музей в Нью-Дели, однако вопросов пока больше, чем ответов. Понятно только, что будущая институция расположится в административном районе индийской столицы

Самый крупный государственный музейный проект Индии XXI века уже начали реализовывать. В частности, в декабре минувшего года Министерство культуры подписало соглашение о парт­нерстве с Францией в деле создания в Нью-Дели Национального музея «Юг Юджин Бхарат» (YYBNM) (Yuge Yugeen Bharat в переводе с санскрита означает «вечная Индия»), который, как утверждается, станет самым большим музеем в мире. YYBNM сменит существующий Национальный музей Индии в рамках проекта Central Vista Redevelopment — перестройки административного района столицы под личным руководством премьер-министра страны Нарендры Моди.

Между тем важнейшие подробности пока остаются тайной — как для широкой общественности, так и для музейных деятелей. Неизвестны ни бюджет проекта, ни дальнейшая судьба действующего Национального музея.

Новая институция должна разместиться на холме Раисина, в зданиях Центрального секретариата, включающих Северный и Южный блоки, которые суммарно обеспечат ему площадь «приблизительно 155 тыс. кв. м», говорится в официальном пресс-релизе. Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления. Правительство Моди утверждает, что, помимо логистических причин, перестройка комплекса Централ-Виста — это еще и попытка избавить Индию от колониального наследия. Частное французское бюро FMD, в портфолио у которого Лувр в Абу-Даби, выступает консультантом, как сказано в релизе, по «реставрации и сохранению зданий» и «адаптивному использованию и ревитализации построек».

Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Пока в открытом доступе нет полной информации о новом музее; в неведении пребывают даже некоторые из тех, кто включен в число консультантов. Тасним Закария Мехта, куратор и почетный директор Мумбайского музея имени доктора Бхау Даджи Лада, говорит, что Министерство культуры предложило ей консультировать YYBNM, но с 2022 года ее не зовут на встречи по проекту. «Северный и Южный блоки — колониальные здания с лабиринтом обособленных комнат и офисов. Все это будет очень сложно перепланировать в музей, где нужны логично соединенные и открытые пространства», — отмечает она.

Правительство инициировало несколько мастер-планов по перепланировке Дели; все они в свое время критиковались как попытки Моди переписать историю страны с позиций индуистского национализма. Проект Central Vista Redevelopment является крупнейшим из них и, по предварительным оценкам, обойдется государственной казне примерно в 200 млрд рупий ($2,3 млрд). Работы начались в декабре 2020 года.

Туманной остается и судьба нынешнего Национального музея, который был открыт в 1949 году и сменил локацию в 1955-м. В мае 2021 года он оказался в списке исторических зданий, которые по плану Central Vista Redevelopment должны быть снесены. В ответ на запрос Джавхара Сиркара, экс-министра культуры, который в то время был членом парламента, представитель Минкульта заявил, что решение о сносе здания пока не принято окончательно. Сиркар задавал этот вопрос еще несколько раз и всегда получал один и тот же ответ, который охарактеризовал как «уклончивый». К 2022 году было объявлено, что музей переедет в Северный и Южный блоки. Сиркар отправил в министерство запрос о том, проводятся ли консультации со специалистами по вопросу перевоза национальной коллекции из одного здания в другое. Ответ был такой: «Консультации идут полным ходом».

Возникает и другой вопрос: чем именно чиновники планируют заполнить огромное пространство YYBNM? В июле 2024 года Сиркар пытался узнать в Министерстве культуры, будут ли экспонаты старого музея демонстрироваться в Северном и Южном блоках. «В новом музее, вероятно, будут представлены предметы искусства не только из коллекции Национального музея, но и из других музеев Индии», — ответил министр. Это подтверждает и Мехта. Насколько ей известно, подразумеваются те предметы, что «уже были переданы из собраний музеев центрального правительства и сейчас находятся в хранилище YYBNM». Возможно, речь идет о Музее Индии в Колкате и Правительственном музее в Ченнаи.

В августе 2024 года было заявлено, что реконструкция Северного и Южного блоков начнется после того, как ключевые министерства и ведомства (здесь находится в том числе кабинет премьер-министра) освободят занимаемые помещения. Однако о времени переезда ничего не говорилось.

Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Некоторые подробности раскрыл видеоролик, снятый компанией Tagbin из Гургаона, специализирующейся на иммерсивных технологиях. Она работает с правительством над рядом проектов. Видео демонстрировалось на Международной выставке музеев в 2023 году в Нью-Дели, где впервые было объявлено о планах создания YYBNM. Тогда чиновники заявили, что новый музей охватит 5 тыс. лет истории страны.

Согласно информации на сайте Национального музея, в его собрании хранится более 200 тыс. предметов. Бывший чиновник Министерства культуры на условиях анонимности сообщил: «Если сравнивать с коллекциями других музеев, там есть пробелы, несистемно представлены некоторые исторические периоды. Но что касается охвата, то, я думаю, коллекция Национального музея не имеет аналогов в стране». Сиркар отмечает, что музей «остро нуждается в дополнительных залах и выставочных площадях», а не в «создании еще одного сомнительного идеологического музея».

Кто возглавит будущую институцию, тоже неизвестно. «Пока неясно, кого назначат директором нового музея, но это должен быть человек, известный мировому арт-сообществу», — говорит Мехта. Она считает, что самой большой проблемой, стоящей перед YYBNM, является «острая нехватка в Индии опытных кураторов, особенно специалистов по искусству до эпохи модерна. Если хочется реализовать международно признанный проект, то его руководители должны быть на равных с коллегами из других стран, чтобы доносить программу и миссию музея до всего мира». Тем не менее Мехта полагает, что «у YYBNM в конечном счете есть все шансы на большое будущее. Пришло время наших музеев, и этот проект — мощный сигнал от государства о том, что оно наконец-то стало серьезно к ним относиться. При условии, конечно, что перейдут от обещаний к делу». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+