18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Серпухове показывают текстиль в неразрывной связке с авангардом

Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Получив в свое распоряжение удобное выставочное пространство в недавно отреставрированном Каретном сарае, Серпуховский музей продолжает экспериментировать с различными подходами приглашенных кураторов

За последние полвека авангард постепенно был возведен на пьедестал наивысших достижений отечественного искусства. Одним из последствий этого процесса стал резкий рост интереса к текстилю. Теперь он осмысливается в контексте авангарда — благо столь много его представителей (и особенно представительниц) работало над созданием орнаментов для тканей. В последние годы эту тему затрагивали выставки «Москвичка» в Музее Москвы, «Подруги» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, отдельные монографические проекты о пресловутых «амазонках авангарда», а также основанный в Иванове в 2018 году фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Выставка в Серпухове — почти одноименная, и это не случайно. Рефлексия по поводу связки текстиля с авангардом в этих двух городах возникает естественно: еще до революции они стали центрами производства тканей.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховский историко-художественный музей соприкасается с темой напрямую, поскольку располагается в особняке, принадлежавшем купчихе Анне Васильевне Мараевой, владелице местной ситценабивной фабрики; более того, после революции он был сформирован на основе ее художественной коллекции. При этом музей владеет блестящей подборкой авангардной живописи, которая попала сюда позднее, по распределению ИЗО Наркомпроса.

Текущая выставка сделана на основе собрания серпуховского музея (в партнерстве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств) с использованием, как выражаются кураторы, «фабричной метафоры». Этот «промышленный» подход к живописной теме, очевидно, результат молодежного брейнсторма. Выставка подготовлена начинающими кураторами программы Avant-Garde Lab 6, совместного ­обучающего проекта Центра авангарда Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», под руководством Александра Кремера и Игоря Смекалова, а научным консультантом выступил Андрей Сарабьянов.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Получившееся в итоге очень симпатично и неску­чно, а также по смыслу продолжает аналитические проекты «Энциклопедии русского авангарда» и Еврейского музея. Мы видим работы Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Анны Лепорской, Ильи Машкова, Ольги Розановой, причем это картины первого уровня, которые из Серпухова и Екатеринбурга московские музеи обычно выпрашивают на свои выставки с поклонами.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Их сопровождают предметы народного искусства: прялки, деревянные скульптуры, лубки. Любопытно было увидеть большую вит­рину с «народными гравюрами», выпускавшимися в печатне Алексея Морозова. Их характерная черта — использование анилинового фиолетового красителя (в ту пору недавнего изобретения), который выглядит несколько шокирующе: мы не привыкли видеть народное искусство в таком откровенно химическом колорите. Тут бы повесить рядом соответствующие картины Гончаровой, потому что лубки Морозова становятся внезапной разгадкой, ответом на вопрос, откуда в ее «иконописных» работах часто встречается такой «нерусский» цвет. Но этого не происходит, а оформление архитектором стен в этой зоне красным окончательно убивает интригу.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Сюжет выставки дополнен произведениями позднейших советских художников. Тут есть Элий Белютин, Сергей Романович со своими «Золотым веком» и «Железным веком» 1960-х годов, графика Александра Ведерникова и так далее — повествование получилось увлекательное. Для знатоков. Возникает вопрос: не слишком ли оно сложно для обычного зрителя? Впрочем, эффектность представленных картин должна сглаживать этот недостаток.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+