18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Серпухове показывают текстиль в неразрывной связке с авангардом

Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Получив в свое распоряжение удобное выставочное пространство в недавно отреставрированном Каретном сарае, Серпуховский музей продолжает экспериментировать с различными подходами приглашенных кураторов

За последние полвека авангард постепенно был возведен на пьедестал наивысших достижений отечественного искусства. Одним из последствий этого процесса стал резкий рост интереса к текстилю. Теперь он осмысливается в контексте авангарда — благо столь много его представителей (и особенно представительниц) работало над созданием орнаментов для тканей. В последние годы эту тему затрагивали выставки «Москвичка» в Музее Москвы, «Подруги» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, отдельные монографические проекты о пресловутых «амазонках авангарда», а также основанный в Иванове в 2018 году фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Выставка в Серпухове — почти одноименная, и это не случайно. Рефлексия по поводу связки текстиля с авангардом в этих двух городах возникает естественно: еще до революции они стали центрами производства тканей.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховский историко-художественный музей соприкасается с темой напрямую, поскольку располагается в особняке, принадлежавшем купчихе Анне Васильевне Мараевой, владелице местной ситценабивной фабрики; более того, после революции он был сформирован на основе ее художественной коллекции. При этом музей владеет блестящей подборкой авангардной живописи, которая попала сюда позднее, по распределению ИЗО Наркомпроса.

Текущая выставка сделана на основе собрания серпуховского музея (в партнерстве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств) с использованием, как выражаются кураторы, «фабричной метафоры». Этот «промышленный» подход к живописной теме, очевидно, результат молодежного брейнсторма. Выставка подготовлена начинающими кураторами программы Avant-Garde Lab 6, совместного ­обучающего проекта Центра авангарда Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», под руководством Александра Кремера и Игоря Смекалова, а научным консультантом выступил Андрей Сарабьянов.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Получившееся в итоге очень симпатично и неску­чно, а также по смыслу продолжает аналитические проекты «Энциклопедии русского авангарда» и Еврейского музея. Мы видим работы Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Анны Лепорской, Ильи Машкова, Ольги Розановой, причем это картины первого уровня, которые из Серпухова и Екатеринбурга московские музеи обычно выпрашивают на свои выставки с поклонами.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Их сопровождают предметы народного искусства: прялки, деревянные скульптуры, лубки. Любопытно было увидеть большую вит­рину с «народными гравюрами», выпускавшимися в печатне Алексея Морозова. Их характерная черта — использование анилинового фиолетового красителя (в ту пору недавнего изобретения), который выглядит несколько шокирующе: мы не привыкли видеть народное искусство в таком откровенно химическом колорите. Тут бы повесить рядом соответствующие картины Гончаровой, потому что лубки Морозова становятся внезапной разгадкой, ответом на вопрос, откуда в ее «иконописных» работах часто встречается такой «нерусский» цвет. Но этого не происходит, а оформление архитектором стен в этой зоне красным окончательно убивает интригу.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Сюжет выставки дополнен произведениями позднейших советских художников. Тут есть Элий Белютин, Сергей Романович со своими «Золотым веком» и «Железным веком» 1960-х годов, графика Александра Ведерникова и так далее — повествование получилось увлекательное. Для знатоков. Возникает вопрос: не слишком ли оно сложно для обычного зрителя? Впрочем, эффектность представленных картин должна сглаживать этот недостаток.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+