18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«У нас у каждого своя работа»

Владимир Жуков в зрительном зале Театра Пушкина. Фото: Театр им. Пушкина
Владимир Жуков в зрительном зале Театра Пушкина.
Фото: Театр им. Пушкина
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В преддверии юбилея Театра им. Пушкина его директор Владимир Жуков рассказал о том, как занял свой ответственный пост, с чем ему приходится работать и что ждет зрителей в ближайшее время

Вы были директором музея в Саратове и потом перешли сразу в МХТ им. Чехова в Москве. Как это произошло, сам Табаков позвал земляка?

С Олегом Павловичем я до прихода в театр не был знаком. Но когда работал в министерстве культуры Саратовской области и потом директором областного музея краеведения, я познакомился с Юрием Кравцом, директором Саратовского драматического театра имени И.А.Слонова. После переезда в Москву он работал в Театре Наций и Московском театральном колледже. В 2009 году Табаков пригласил его к себе первым заместителем. Юрий Кравец позвонил мне и сказал, что ему нужен хороший юрист, потому что в МХТ было очень много нерешенных правовых вопросов. И так я из директора музея стал руководителем юридической службы, а через год уже заместителем директора и оставался на этой должности до апреля 2019 года. После Евгений Писарев (художественный руководитель. — Прим. TANR) пригласил меня в Театр Пушкина.

Трудная была перемена — из музея в театр? Сильно эти институты отличаются?

Конечно, сильно. Во-первых, театр — это более динамичный организм по сравнению с музеем, более интересный. Плюс это была работа под руководством Табакова. Ты понимаешь, что будешь в связке с человеком-легендой, талантом которого всегда восхищался. Ну кто от такого отказался бы?

Директор театра берет на себя все административно-хозяйственные вопросы, что особенно важно, когда работаешь с творческими людьми. Успех театра зависит от отлаженности процессов, которыми вы заведуете?

Я думаю, это сопутствующее, но не весь успех. Конечно, когда все бытовые и административные проблемы решены, это облегчает жизнь сотрудников, актеров, художников, режиссеров. Но успех как таковой зависит от многих факторов, и, на мой взгляд, его основа — это художественный руководитель и труппа. Вы знаете, я зачастую сравниваю театральную сферу с путешествиями. Когда ты приезжаешь в новое место, осматриваешь достопримечательности, всегда стараешься найти что-то особенное. И здорово исследовать не популярные туристические маршруты, а уголки, о которых могут рассказать только местные жители. Какой-нибудь милый ресторанчик, пусть даже невзрачный, о котором нет информации ни в одном путеводителе, но где готовят просто изумительные блюда. С театром похожая история — можно сколько угодно заниматься украшательством пространства, модернизацией и возвеличиванием на словах, но если худрук слабый и актерский состав не отличается талантом, ни о каком успехе и речи быть не может.

Сцена из нового спектакля "Плохие хорошие". Фото: Театр им. Пушкина
Сцена из нового спектакля "Плохие хорошие".
Фото: Театр им. Пушкина

На ваши плечи ложится подготовка спектаклей — костюмы, декорации и прочее?

У нас у каждого своя работа, но мне, конечно, за многим приходится следить. С костюмами бывают разные истории. Например, для нового спектакля «Плохие хорошие» реквизит довозили в день премьеры. Был случай, когда из мастерских привезли на примерку костюмы, но по ним было много замечаний, поэтому их хотели забрать обратно на доработку. Но заместитель директора по ХПЧ строго сказала: «Нет! Шьем здесь, а то вовремя не получим!» И мастерские дошивали костюмы в театре. Мы, конечно, стараемся до такого не доводить, но создание спектакля — дело творческое, трудоемкое и зависит не только от директора, но и от слаженной работы задействованных на выпуске спектакля сотрудников. Труднее всего своевременно получить от режиссера и художников окончательные решения по изготовлению декораций и костюмов. Не всегда все проходит гладко.

Бывает, что режиссер придумывает какие-то решения для спектакля, которые невозможно воплотить в жизнь с технической точки зрения?

Бывает, и довольно часто. (Смеется.) Все режиссеры очень творческие, им нужно, чтобы на сцене все летало, сверкало и прыгало. Техническую сторону вопроса они не всегда понимают. У нас так было с космонавтом в спектакле «Космос», а точнее со скафандром, который должен был летать над сценой в разные стороны, подниматься, опускаться, шевелить руками и ногами и даже танцевать с главной героиней, как будто космонавт в невесомости. Но пришлось ограничиться более приземленными решениями.

В этом году театр празднует двойной юбилей. Что-то особенное готовится?

Сцена из нового спектакля "Плохие хорошие". Фото: Театр им. Пушкина
Сцена из нового спектакля "Плохие хорошие".
Фото: Театр им. Пушкина

Первая премьера в честь юбилея Камерного театра прошла в декабре, это спектакль «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Эта постановка — последняя задумка создателя Камерного театра Александра Таирова. Работа дошла до генеральной репетиции, но премьера так и не состоялась. Евгений Александрович Писарев решил отдать дань прошлому и наконец выпустить спектакль. И честно скажу, спектакль получился великолепным, это легкая, музыкальная, с красивыми костюмами и декорациями комедия нравов светского общества. Еще один проект — «Пять вечеров в Театре Пушкина». Каждый рассказывает об определенном периоде жизни театра. Второй вечер, например, был посвящен Борису Равенских, главному режиссеру театра в 1960-х.

А что-то внутреннее готовится для празднования?

Думаю, для коллектива основные мероприятия мы проведем в октябре, когда театр будет отмечать 75-летие. Для себя, возможно, поставим какой-нибудь капустник.

Евгений Александрович, кстати, рассказывал, что труппа любит ставить капустники. А вы в них участвуете? Вообще не бывало у вас желания выйти на сцену? Или сам худрук, может быть, предлагал?

Евгений Александрович, конечно, очень любит эксперименты, но не настолько. (Смеется.) Он может меня попросить посидеть в зале во время прогона, чтобы оценить, как все смотрится со стороны зрителя. Хотя я не считаю себя великим театралом. А желания выйти на сцену у меня не возникало, я вообще сцены побаиваюсь. Но в капустниках я иногда принимал участие. Один раз в МХТ танцевал со Светланой Колпаковой, а на закрытии прошлого сезона вышел на сцену Театра Пушкина и спел с Натальей Ревой-Рядинской. Переволновался, в ноты периодически не попадал, но коллектив очень поддерживал.

Что в ближайших планах у театра? До конца сезона будут еще премьеры?

Да, целых две. 20 марта состоится премьера спектакля «Сделка» по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» в постановке Игоря Теплова. А в конце мая выйдет «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира в постановке Николая Рощина. Ждем всех на наших спектаклях!.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+