18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тадек Бьютлик: художник, который заново изобрел ткачество

Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.  Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.
Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В середине XX века происходило переосмысление статуса ткачества, его миграция из прикладной сферы к самостоятельным видам искусства. Заметную роль в этом процессе играл английский художник польско-немецкого происхождения Тадек Бьютлик

Выставка в Музее искусств и ремесел Дитчлинга в Восточном Сассексе стала первой за четверть века ретроспективой, посвященной новаторской работе художника по текстилю и гравера Тадека Бьютлика (1922–2011). В нее вошли крупномасштабные произведения, сотканные в период с 1967 по 1974 год в местной мастерской Бьютлика Gospels, в том числе свободно стоящие вещи, созданные без ткацкого станка, и экспериментальные рельефные принты, выполненные с использованием дерева, лайкры и поролона. В числе наиболее выдающихся работ — Dream Revealed (1968), подвесное полотно высотой 2,5 м из непряденого джута, мохера и конского волоса, которое не экспонировали с 1969 года. Перед выставкой над ним основательно поработали реставраторы: как всегда с текстилем, проблемы возникли из-за пыли и вредоносного воздействия моли.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Тадек Бьютлик (Бойтлих) родился в 1922 году в Польше, в семье немца и польки. В 1946 году он демобилизовался в Великобритании, успев во время Второй мировой послужить по обе стороны фронта: сначала в качестве призывника вермахта, а затем в польском корпусе британской армии. До войны Бьютлик изучал искусство в Дрездене, а после продолжил обучение в Лондоне — сперва в Техническом институте сэра Джона Касса, а затем в Камберуэллской школе искусств и ремесел, где впоследствии преподавал более 20 лет.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Дитчлинг, живописная деревня, куда удобно добираться из Лондона и из порта Ньюхейвен, соединяемого паромом с Францией, привлекает художников еще с 1920-х годов, когда Эрик Гилл основал здесь свою ремесленную гильдию. В числе первых ее членов была Этель Майрет, поборница растительных красителей и ткачества на ручном станке. Бьютлик был хорошо знаком с Майрет и позже, после ее смерти, купил ее дом и мастерскую Gospels.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Международное признание Бьютлику принесли смелая оригинальная техника и интересный подбор материалов. «Он был выдающимся новатором, постоянно экспериментировал, опираясь на принципы изобразительного искусства, — говорит директор музея в Дитчлинге Стеф Фуллер. — У него всегда было множество поклонников, и он оставил огромное наследие в лице современных мастеров, которые у него обучались. Его творчество широко известно в сфере текстиля, но в мире искусства он не так заметен. Мы надеемся, что теперь, когда отношение к текстилю как художественной технике стало более серьезным, наша выставка сможет исправить ситуацию».

Музей искусств и ремесел Дитчлинга
«Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+