18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тадек Бьютлик: художник, который заново изобрел ткачество

Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.  Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.
Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В середине XX века происходило переосмысление статуса ткачества, его миграция из прикладной сферы к самостоятельным видам искусства. Заметную роль в этом процессе играл английский художник польско-немецкого происхождения Тадек Бьютлик

Выставка в Музее искусств и ремесел Дитчлинга в Восточном Сассексе стала первой за четверть века ретроспективой, посвященной новаторской работе художника по текстилю и гравера Тадека Бьютлика (1922–2011). В нее вошли крупномасштабные произведения, сотканные в период с 1967 по 1974 год в местной мастерской Бьютлика Gospels, в том числе свободно стоящие вещи, созданные без ткацкого станка, и экспериментальные рельефные принты, выполненные с использованием дерева, лайкры и поролона. В числе наиболее выдающихся работ — Dream Revealed (1968), подвесное полотно высотой 2,5 м из непряденого джута, мохера и конского волоса, которое не экспонировали с 1969 года. Перед выставкой над ним основательно поработали реставраторы: как всегда с текстилем, проблемы возникли из-за пыли и вредоносного воздействия моли.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Тадек Бьютлик (Бойтлих) родился в 1922 году в Польше, в семье немца и польки. В 1946 году он демобилизовался в Великобритании, успев во время Второй мировой послужить по обе стороны фронта: сначала в качестве призывника вермахта, а затем в польском корпусе британской армии. До войны Бьютлик изучал искусство в Дрездене, а после продолжил обучение в Лондоне — сперва в Техническом институте сэра Джона Касса, а затем в Камберуэллской школе искусств и ремесел, где впоследствии преподавал более 20 лет.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Дитчлинг, живописная деревня, куда удобно добираться из Лондона и из порта Ньюхейвен, соединяемого паромом с Францией, привлекает художников еще с 1920-х годов, когда Эрик Гилл основал здесь свою ремесленную гильдию. В числе первых ее членов была Этель Майрет, поборница растительных красителей и ткачества на ручном станке. Бьютлик был хорошо знаком с Майрет и позже, после ее смерти, купил ее дом и мастерскую Gospels.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Международное признание Бьютлику принесли смелая оригинальная техника и интересный подбор материалов. «Он был выдающимся новатором, постоянно экспериментировал, опираясь на принципы изобразительного искусства, — говорит директор музея в Дитчлинге Стеф Фуллер. — У него всегда было множество поклонников, и он оставил огромное наследие в лице современных мастеров, которые у него обучались. Его творчество широко известно в сфере текстиля, но в мире искусства он не так заметен. Мы надеемся, что теперь, когда отношение к текстилю как художественной технике стало более серьезным, наша выставка сможет исправить ситуацию».

Музей искусств и ремесел Дитчлинга
«Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+