18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Советский модернизм, который мы теряем

Здание Совета экономической взаимопомощи. Фото 1971 года.  Фото: Денисенко / РИА Новости
Здание Совета экономической взаимопомощи. Фото 1971 года.
Фото: Денисенко / РИА Новости
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма

Эпоха советского послевоенного модернизма была коротка — с 1955 по 1991 год, то есть чуть больше трети века. Важная оговорка: под модернизмом часто понимают здания и сооружения, построенные в этот период, они могут нести и следы освоения классического наследия, как в 1950-х, и черты постмодернизма, как в 1980-х.

Советский модернистский город казался незыблемым, во многом вечным, словно записанным в подсознание. Типовые микрорайоны с панельными домами, школами, детскими садами, универсамами, кинотеатрами. Они и пали первыми: расселение пятиэтажек началось в лужковское время и продолжилось более масштабной собянинской программой реновации. Параллельно сносились районные кинотеатры, здания АТС, и этот процесс был на периферии общественного внимания.

На другом полюсе были здания, хотя и построенные по индивидуальным проектам, но, скажем так, нелюбимые, в том числе в профессиональной архитектурной среде. Это был прежде всего массивный сундук гостиницы «Россия», построенной в 1964–1967 годах по проекту Дмитрия Чечулина прямо по соседству с Кремлем (сейчас на ее месте парк «Зарядье»). Или позднебрежневский тяжеловесный Дом политического просвещения на Трубной площади. Также были снесены две модернистские гостиницы на Тверской улице: «Интурист» (считалась слишком высокой) и «Минск» (слишком скучная). Все эти здания снесли в 2000-х, построенное на их месте вызывало разную реакцию, но сожалений о снесенном было немного.

Здание гостиницы «Россия». Фото 1969 года. Снесено.  Фото: Анатолий Сергеев-Васильев/РИА НОВОСТИ
Здание гостиницы «Россия». Фото 1969 года. Снесено.
Фото: Анатолий Сергеев-Васильев/РИА НОВОСТИ

При этом огромное количество зданий сохранялось и продолжало действовать: бывшие НИИ и заводоуправления, которые сдавались под различные офисы, культурные институции, а также спортивные объекты, работавшие по своему прямому профилю. Но начиная со второй половины 2010-х, когда новое строительство захватывало все более обширные территории, в том числе сложившиеся, снос этих зданий рассматривается как ресурс для современных проектов. И здесь на второй план отходят степень износа и историческая и архитектурная ценность сооружений советского времени.

Так, был снесен ряд зданий НИИ, построенных по заказу различных ведомств и имевших яркую, самобытную архитектуру. Например, здание КБ Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля в Сокольниках. Начался снос здания НИИ «Дельта», возведенного на рубеже 1970–1980-х на слиянии Щелковского шоссе и Сиреневого бульвара. Оно строилось по заказу Министерства электронной промышленности, которое стремилось в своих сооружениях выразить образ будущего. В частности, МИЭТ в Зеленограде спроектировал Феликс Новиков, один из авторов Дворца пионеров на Воробьевых горах. НИИ «Дельта» было спроектировано полузакрытым Московским государственным союзным проектным институтом (МГСПИ) архитекторами И.Гохарь-Хармандаряном, Ю.Никифоровым и Л.Масолкиной. На момент возведения это было одно из самых высоких зданий в Москве, да и сегодня оно служит градостроительным ориентиром северо-востока столицы. На их месте будет построено жилье.

КБ Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля в Сокольниках. Фото середины 1990-х годов. Снесено.  Фото: архив журнала «Жизнь Сокольников»
КБ Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля в Сокольниках. Фото середины 1990-х годов. Снесено.
Фото: архив журнала «Жизнь Сокольников»

Целиком был снесен комплекс зданий ЦСКА на Ленинградском проспекте, включавший постройки разных эпох — от бассейна сталинского времени, созданного по инициативе Василия Сталина, до здания ледовой арены с элементами постмодернизма, открытой в 1991 году. Впрочем, здесь спортивная функция сохраняется.

Зрелища и дружба

Теперь в Москве собираются реконструировать, то есть сносить, два важных объекта эпохи послевоенного модернизма — Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и здание бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на Новом Арбате. Официальные причины: здания отслужили свое, их техническое состояние не соответствует современным нормам, реконструкция будет дороже нового строительства.

Большой Московский цирк на проспекте Вернадского около метро «Университет», построенный в 1971 году по проекту Якова Белопольского и Ефима Вулыха, замыкает модернистскую ось уникальных сооружений юго-запада столицы. Несмотря на то что это крупнейшее здание цирка в Европе, в нем есть легкость: кажется, что купол со складками держится лишь на стеклянных стенах. Новый проект, представленный в конце января (это два здания: сам цирк, напоминающий то ли шлем, то ли крышку супницы, и лежащий рядом продолговатый объем), не мог не вызвать волну мемов. Он и сам мем. И хотя проект появился в результате конкурса, его автор по-прежнему неизвестен публике. Кроме цирка, вместимость которого увеличится с 3,5 тыс. до 5 тыс. человек, комплекс, по уверению властей, предложит «уникальный формат общественного пространства с зонами для проведения выставок и семейного отдыха». При этом площадь цирка увеличится с 3 тыс. до 80 тыс. кв. м. Сейчас судьбу цирка предлагают решить на портале «Активный гражданин» — сервисе электронных голосований московской мэрии.

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского в Москве. Фото 2010 года.  Фото: Константин Лабунский / Фотобанк Лори
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского в Москве. Фото 2010 года.
Фото: Константин Лабунский / Фотобанк Лори

Ситуация с комплексом бывшего СЭВа кажется менее обсуждаемой, цирк вызывает очевидно больший эмоциональный отклик. Хотя с градостроительной точки зрения здание СЭВа гораздо важнее: оно открывает въезд в центр Москвы, возвышаясь ровно по оси Кутузовского проспекта. Комплекс из 31-этажного здания-книжки, конференц-зала и уже снесенной гостиницы на общем стилобате был построен в 1963–1971 годах по проекту Михаила Посохина, Ашота Мндоянца и Владимира Свирского для Совета экономической взаимопомощи — организации социалистических стран. Здание было возведено очень качественно — как с точки зрения градостроительства, архитектуры образа, интерьеров, так и с точки зрения строительства и отделки.

Не менее интересен, чем высотный объем, цилиндр конференц-зала. Его фасад — само по себе художественное произведение. Это абстрактная мозаика по эскизам художника Григория Опрышко, лауреата Сталинской премии, известного прежде всего по станциям метро Кольцевой линии («Киевская» и «Белорусская»). Мозаики в столовой и ресторане выполнены по эскизам Евгения Аблина, также разработавшего мозаики Дворца пионеров на Воробьевых горах.

Дворец пионеров на Воробьевых горах. Фото 2023 года.  Фото: Екатерина Угодникова
Дворец пионеров на Воробьевых горах. Фото 2023 года.
Фото: Екатерина Угодникова

После 1991 года здание СЭВа было передано московской мэрии, которая его поддерживала в хорошем состоянии. Теперь же оно «признано ограниченно работоспособным», вместо него будет разработан «проект социокультурного кластера, включающего современные образовательные, спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные объекты», а также жилье, общей площадью 600–700 тыс. кв. м, что в несколько раз превышает существующую. Здесь нет официального проекта, но те концепции, что опубликованы, показывают, насколько радикально изменится образ не только этого участка, но и центра Москвы в целом (новый комплекс будет в несколько раз выше существующего).

При всей разности цирка и СЭВа у них много общего. Они были открыты в начале 1970-х, но, по сути, оба здания, конечно, принадлежат к эпохе 1960-х. Они подводят своеобразный итог оптимистичных 1960-х с их верой в технологический прогресс. Оба проекта, в отличие от других модернистских зданий, не вызывали дискуссию о вторжении в исторический контекст. Они не просто вплетены в ткань города — они ее формируют. В обоих проектах не меньшей ценностью, чем сами здания, было свободное, незастроенное пространство вокруг них. Воздух «обрамляет» собой и цирк, и СЭВ, подчеркивая их красивый силуэт. Подход к реконструкции тоже общий: на месте сносимых сооружений появляются многофункциональные комплексы, которые занимают почти весь участок, многократно, в десятки раз увеличивая площадь. При этом авторы проектов неизвестны, что, конечно, странно, учитывая их значимость.

Спорткомплекс «Олимпийский». Фото 2013 года. Снесен.  Фото: Владимир Журавлев / Фотобанк Лори
Спорткомплекс «Олимпийский». Фото 2013 года. Снесен.
Фото: Владимир Журавлев / Фотобанк Лори

Подобный подход уже был опробован со спорткомплексом «Олимпийский». Это было самое крупное сооружение, построенное к Олимпиаде-80 по проекту Михаила Посохина. На месте «Олимпийского» сейчас строится гигантский комплекс (850 тыс. вместо 55 тыс. кв. м), включающий бесконечный список объектов. Вот лишь некоторые из них: концертный зал на 12 тыс. человек, 100 спортивных залов, 38 крутящихся ресторанов, «крытая беговая дорожка длиной 1 км на высоте 210 м над уровнем моря — в виде знака бесконечности с панорамным видом на Москву». В новом комплексе с натяжкой можно найти преемственность по отношению к старому: здесь та же двухчастная композиция — более сдержанный овальный объем арены и более экспрессивный — аквацентра. Объясняется это тем, что сначала речь шла именно о реконструкции (на первоначальных рендерах и фото строительства видны сохраняемые стены арены), но потом проект изменился, и исторические стены были снесены. «Олимпийский», в отличие от СЭВа и цирка, находился на периферии общественного внимания, несмотря на его масштаб и историческую значимость, он не был любим горожанами, да и так и не оказался вплетенным в городскую среду.

Все оттенки реконструкции

Слово «реконструкция» в нынешнем московском контексте подразумевает именно снос и новое строительство, но стратегии реконструкции бывают все-таки разными.

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах. Фото начала 1960-х годов.   Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Эскалаторная галерея на Воробьевых горах. Фото начала 1960-х годов.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Так, на модернистскую ось юго-запада Москвы, которую замыкает цирк, нанизаны здания, недавно прошедшие реконструкцию. Это восстановленная эскалаторная галерея, соединяющая нижний уровень Воробьевых гор и улицу Косыгина, построенная в 1959 году. Она не работала с 1983 по 2022 год и восстановлена в несколько другой архитектуре, но сохраняя и габариты, и функцию. Это реставрация Дворца пионеров, которая прошла в 2023 году и при всех вопросах к ряду решений все-таки имела общий посыл сохранения здания. (В 2024 году эта реставрация получила Премию The Art Newspaper Russia.) В Детском музыкальном театре им. Н.И.Сац (архитекторы А.Великанов и В.Красильников, 1979) вот уже несколько лет идет реконструкция главной сцены, при этом театр продолжает функционировать.

Самый неожиданный пример — сгоревшее в 2015 году здание Института научной информации по общественным наукам РАН тех же авторов, что и цирк. Внешний облик его был восстановлен с максимальной точностью, отчасти восстановлен интерьер. ИНИОН снова занял свое место в ансамбле академических институтов у метро «Профсоюзная».

Библиотека Института научной информации по общественным наукам Академии наук СССР на Нахимовском проспекте.  Фото 1977 года.  Фото: Роман Денисов/ТАСС
Библиотека Института научной информации по общественным наукам Академии наук СССР на Нахимовском проспекте. Фото 1977 года.
Фото: Роман Денисов/ТАСС

Самый яркий и известный пример реконструкции, по проекту Рема Колхаса — это появление Музея современного искусства «Гараж» из сгоревшего ресторана «Времена года» архитекторов Игоря Виноградского и Игоря Пяткина. Здесь возникла новая функция здания, значительно изменился внешний облик, при этом сохранившиеся элементы интерьера, в том числе мозаика, подчеркнуты во внутреннем пространстве.

Таким образом, модернизация Большого Московского цирка и здания СЭВа с сохранением их облика и уточнением или даже изменением функций вполне возможна. Из плоскости сноса дискуссия может перенестись в другие — об уместности цирка с животными, строительстве нового цирка на другом месте, превращении существующего в иной тип развлекательного сооружения. Офисная функция высотного корпуса СЭВа также может быть сохранена, конференц-зал может получить новую жизнь, а на месте снесенной гостиницы появится постройка, деликатно вступающая в диалог со зданием-книжкой.

До свидания, модернизм!

Таким образом, архитектура периода 1955–1991 годов полностью вымывается из города — от рядовых и типовых зданий до тех, что стали символами эпохи. Сегодняшняя ситуация отличается даже от радикального советского подхода, который практиковался до 1960-х. Тогда суть его была в сохранении наиболее ценных зданий и сносе «малоценной застройки» — теперь же сносится буквально все. Если прежде исчезали здания, вплетенные в ткань города, то теперь и те, что его, собственно, формируют.

Кафе «Времена года» в ЦПКиО им. М.Горького. Фото 1968–1970 годов.  Фото: АЛЬМАНАХ «АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО СССР. ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ», 1973
Кафе «Времена года» в ЦПКиО им. М.Горького. Фото 1968–1970 годов.
Фото: АЛЬМАНАХ «АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО СССР. ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ», 1973

При этом общественный интерес к этому периоду большой: постоянно выходят новые исследования, существует множество «пабликов», в защиту зданий подписывают петиции. Но никакого юридического охранного статуса у большинства зданий этой эпохи нет, объектами культурного наследия (ОКН) в Москве являются единицы. Это, например, Дворец пионеров на Воробьевых горах (архитекторы В.Егерев, В.Кубасов, Ф.Новиков, И.Покровский) и павильон № 70 на ВДНХ (М.Посохин, А.Мндоянц, Б.Тхор), изначально павильон СССР на Экспо-67 в Монреале. Впрочем, это выявленные ОКН — как бы канди­даты в памятники, а по принятому в конце 2024 года в Москве закону здания, которые не получат полноценного статуса ОКН, будут исключены из охранных списков, что, вероятно, и произойдет даже с ними.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+