18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Семейное гнездышко и загубленная ради него карьера

На картине «Грейндж» (около 1911 года) изображены дети художницы Кит и Нэнси в их доме в Сассексе.  Фото: Antonia Reeve/Scottish National Gallery
На картине «Грейндж» (около 1911 года) изображены дети художницы Кит и Нэнси в их доме в Сассексе.
Фото: Antonia Reeve/Scottish National Gallery
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Шотландская художница Мейбл Прайд Николсон воспитала своих детей творческими людьми, но это стоило ей собственной славы. Жалела ли она о том, что все так вышло? По мнению автора ее новой биографической книги Люси Дэвис, и да, и нет

Завлекательно-мрачные картины Мейбл Прайд Николсон (1871–1918), уроженки Эдинбурга, обладают странным магнетизмом, притягивающим взгляд. Тем не менее ее работы долгое время оставались почти неизвестными публике. В книге, выпущенной издательством Eiderdown в серии о художницах, Люси Дэвис, сокуратор прошлогодней выставки «Прайди. Жизнь и творчество Мейбл Прайд Николсон» в галерее «Грейндж» в Роттингдине, впервые в XXI веке представляет ее широкой аудитории.

Фамилия Николсон известна в мире искусства — главным образом благодаря сыновьям Мейбл, двум знаменитым модернистам: художнику Бену Николсону и архитектору Киту Николсону. Да и муж Мейбл, Уильям Николсон, был успешным портретистом и мастером натюрмортов. Сама она тоже получила профессиональное художественное образование в Школе искусств Буши, в классе Губерта фон Геркомера (где и встретила будущего супруга), но ее имя впоследствии оказалось почти забыто.

В последние годы попыткам реабилитации и восстановления репутации художников-женщин нередко сопутствовало желание вытащить их «из тени мужчин» или вообще убрать мужчин из их биографий. Жизнь Мейбл Николсон, рассказанная Люси Дэвис, служит примером тщетности и необоснованности подобного подхода. Николсон была окружена мужчинами, которых она любила, у которых училась и которые оказывали на нее влияние. Не существует ее истории без них, так же как и их истории неполны без нее.

Lucy Davies. Mabel Nicholson. Eiderdown Books. 64 с.: 27 цв. и ч/б ил. (Modern Women Artists series). £12,99. На английском языке
Lucy Davies. Mabel Nicholson. Eiderdown Books. 64 с.: 27 цв. и ч/б ил. (Modern Women Artists series). £12,99. На английском языке

В отношении художников вроде Мейбл Николсон, которые в юности занимались творческой карьерой, но так и не добились продолжительного успеха, ощущение нераскрытого потенциала служит ключом к пониманию их творчества. «Нужно задаться вопросом, кем она могла бы стать», — пишет Дэвис.

В книге есть показательный эпизод: Бен Николсон вспоминал, что его мать всегда сама, без прислуги, «протирала кухонный стол» после долгих «разговоров об искусстве». Чувство отчуждения от «разговоров об искусстве» и того мира, который их инспирировал, оборачивалось бегством в домашние дела, и это бегство выглядит символом разочарования Мейбл Николсон, ее ощущения самозванства от живописи. Не только заботы о доме и детях препятствовали ее художественным занятиям, но и более глубокое чувство несоответствия роли творца.

Замечательна детективная работа, которую проделала Дэвис, чтобы собрать воедино свидетельства других людей для создания полнокровного образа Мейбл Николсон. Правда, некоторые из источников выглядят ненадежными. Например, биография ее мужа, написанная его любовницей. Маргерит Стин описывает брак Мейбл и Уильяма как «не оставивший никаких счастливых воспоминаний», пренебрегая при этом и артистизмом Мейбл, и той радостью, которую она разделяла со своей семьей. Еще одна мемуаристка, Лиллиан Брауз, назвала ее «несколько непоследовательной женой». Тем не менее Люси Дэвис выстраивает повествование о женщине, находившейся в центре динамичных течений британского искусства в конце Викторианской эпохи и на заре ХХ века. И да, она была явно любима своими детьми, которые защищали ее от критиков после ранней смерти во время эпидемии испанки в 1918 году.

«Семейство» (около 1912) — одна из самых загадочных картин в творчестве Мейбл Николсон.  Фото: Тате
«Семейство» (около 1912) — одна из самых загадочных картин в творчестве Мейбл Николсон.
Фото: Тате

Мейбл Николсон существовала вне потока художественных измов, хотя и ощущала на себе некоторое их влияние. Люди, входившие в круг общения семейства Николсон, были видными представителями творческой среды, однако Мейбл «предпочла жить незаметно», по словам ее зятя, поэта и писателя Роберта Грейвза: после рождения четверых детей она была поглощена их воспитанием и отложила занятия живописью до тех пор, пока они не стали старше.

Вернувшись к работе, Николсон начала писать портреты в стиле, напоминающем Рембрандта, а еще жутковатые интерьеры, в которые нередко помещала членов своей семьи. Отдельные холсты включают изображения зеркал, где наряду с персонажами отражается и сам автор за работой. Таким образом она будто противостоит своей идентичности как «художника», помещая себя в картину, несмотря на все попытки эту идентичность принять. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+