18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер Александр Раппапорт

Александр Раппапорт.  Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт.
Фото: предоставлено семьей художника

В ночь на 19 февраля в Риге умер Александр Раппапорт — теоретик архитектуры, архитектор, искусствовед, философ, художник, поэт, — трудно назвать все сферы его профессиональной жизни, ничего не упустив

Пожалуй, более всего Александру Раппапорту (1941–2025) подошло бы слово «мыслитель»: острое и в высшей степени нетривиальное мышление было основой любой его практической деятельности. Как сам он писал в 1965 году в письме другу, искусствоведу Александру Степанову (опубликовано в каталоге последней живописной выставки Раппапорта «Картинки из чемоданчика»), «Я чувствую в себе способность стать тем, кем захочу. Я чувствую в себе свободу и право этого выбора».

Александр Раппапорт родился в семье знаменитого кинорежиссера Герберта Раппапорта («Профессор Мамлок», «Воздушный извозчик», «Два билета на дневной сеанс» и так далее); его мать, Лидия Шильдкнехт, была художником кино. Архитектурное образование получил в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт, 1959–1965), а живописи и рисунку учился в Тбилиси у легендарного художника-неоклассициста Василия Шухаева. Работал как архитектор в ЛенНИИП градостроительства (1965–1969, позже — как теоретик архитектуры в научно-исследовательских институтах Ленинграда и Москвы (переехал в Москву в 1960-х), защитил две диссертации (кандидатская — «Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании», докторская — «К пониманию архитектурной формы»), преподавал (в частности, на факультете архитектуры и дизайна Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA (Рига, 2012–2014).

Александр Раппапорт. Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт.
Фото: предоставлено семьей художника

Его дружеской и интеллектуальной средой были, с одной стороны, художники-концептуалисты (Илья Кабаков, Андрей Монастырский), с другой же — философы из методологического кружка Георгия Щедровицкого: в этом кружке он состоял в течение десяти лет и его главный искусствоведческий труд, книга «Девяносто девять писем о живописи» («Новое литературное обозрение», 2004), выстроен в форме писем другому члену кружка, Олегу Генисаретскому, — мысленным диалогом с ним питается поразительная по глубине рефлексия автора по поводу искусства.

Жизнь Александра Раппапорта — хочется сказать, жизнь, им самим организованная и структурированная, — делится на несколько отчетливых периодов. Сначала период деловой, «архитектурный», потом отъезд в Лондон и работа журналистом на BBC (1991–2004), и, наконец, выбор отшельничества: с 2004 года он почти безвыездно живет на латвийском хуторе в Мазирбе. В обустроенном им хуторском доме — красивом и удобном — хорошо заниматься живописью, играть на фортепиано и писать тексты в блог «Башня и лабиринт», по два в день (огромное количество этих текстов, будем надеяться, ждет опубликования). Выставка живописных работ прошла в Риге, в галерее Максима Боксера, в 2024 году; автор, уже тяжело больной, успел ее увидеть, обрадоваться ей и прекрасно изданному каталогу. Инициированная дочерью автора, Ариадной Арендт, выставка послужила началом создания фонда и развития хутора в качестве творческого центра.

Александр Раппапорт. «Комната 3».  Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт. «Комната 3».
Фото: предоставлено семьей художника

Александр Раппапорт был штучным человеком — человеком редкой «ручной выделки». Его разнообразное наследие: картины, статьи, стихи — заслуживает самого широкого распространения.

Прощание с Александром Раппапортом и похороны состоятся 25 февраля в Риге.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+