18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Всесоюзные, трофейные, строительные — и американская

Проект павильона боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. Архитектор А.В. Щусев. 1941.  Фото: Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Проект павильона боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. Архитектор А.В. Щусев. 1941.
Фото: Музей архитектуры им. А.В. Щусева
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В книге Павла Нефедова «Гастроли и трофеи: Выставки Москвы. ХХ век» история столичных выставочных комплексов коротко описана и отлично проиллюстрирована. Речь не только о ВДНХ, хотя это главный объект авторского интереса

Историк, куратор Музея ВДНХ Павел Нефедов собрал книгу смешанного жанра. «Гастроли и трофеи: Выставки Москвы. ХХ век» — это фотоальбом с расширенными аннотациями или, наоборот, щедро иллюстрированное повествование. Текст и фотографии в ней занимают равную площадь и равнозначно важны. Тема книги — обзор важных и памятных московских выставок и советских выставок за рубежом, происходивших в прошлом веке.

Это третья книга автора, и на сей раз посвящена она не только ВДНХ, но и другим выставочным территориям столицы. Никто, кажется, не писал подобных исследований, хотя, как утверждает Нефедов, «современная выставка или выставочный ансамбль — сложнейшее социально-политическое и художественное явление». Здесь соединены демонстрация достижений науки и техники, пропаганда этих достижений, а значит, показан уровень развития страны и особенности ее идеологии. Десятки таких явлений и рассмотрены в книге.

Павел Нефедов. «Гастроли и трофеи: Выставки Москвы. ХХ век». М.: Бослен, 2024. 240 с., ил.
Павел Нефедов. «Гастроли и трофеи: Выставки Москвы. ХХ век». М.: Бослен, 2024. 240 с., ил.

Первый сюжет — открытие 21 октября 1923 года Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, будущей ВДНХ, на территории, где сейчас разбит Парк Горького. Над ней, как известно, работали самые именитые архитекторы страны; за два дня до открытия выставку посетил Ленин, это был его последний выезд в Москву. Ровно напротив, на месте нынешнего «Музеона», размещался в то время иностранный отдел; позже его не стало, он возродился только после вой­ны и только для социалистических стран.

Выставки, проходившие на ВДНХ, составляют первую и самую подробную часть книги. Еще одна большая глава посвящена истории создания и перемещений скульптурной группы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», и эта история хорошо известна, неоднократно описана и представлена в Музее ВДНХ.

Никсон и Хрущёв дискутируют в павильоне «Чудо-кухня» RCA Whirlpool американской выставки. 1959. LOOK Magazine.   Фото: Library of Congress
Никсон и Хрущёв дискутируют в павильоне «Чудо-кухня» RCA Whirlpool американской выставки. 1959. LOOK Magazine.
Фото: Library of Congress

Об американской выставке в Сокольниках, прошедшей в 1959 году, и построенном для нее павильоне с «золотым» куполом вспоминают разве что к юбилейным датам. Хотя для работы над ней были привлечены лучшие американские архитекторы. Выставка пользовалась огромным успехом: за впечатлениями — а заодно и за бесплатной пепси-колой — выстраивались длинные очереди. «В первый день выставку посетили более 70 тысяч человек, а всего за шесть недель работы — 2,7 миллиона человек» (а население Москвы, напоминает Нефедов, составляло тогда 6 миллионов). Эта глава самая забавная — благодаря посещению выставки Никитой Хрущевым, его непосредственным реакциям на увиденные диковины и полемике с тогдашним вице-президентом США Ричардом Никсоном. Содержание выставки описано и проиллюстрировано достаточно подробно, но о показе живописи американских художников — Джексона Поллока, Марка Ротко, Эдварда Хоппера и других — даже не упомянуто, а ведь, посмотрев именно там на современное американское искусство, будущие советские нонконформисты начали работать по-новому.

Культура и искусство остались вне сферы внимания Нефедова. За двумя исключениями. В небольшой главе «Перерыв на изобразительное искусство» упоминается выставка «Индустрия социализма» 1939 года, где был представлен «весь костяк соцреализма». Подробнее изложена история Московской международной книжной выставки-ярмарки, созданной «как символ открытости и либерализации Советского Союза в период разрядки» в 1970 году и продержавшейся на ВДНХ до конца 1990-х. Эта ярмарка менялась в унисон с изменением международного и внутреннего положения. «Жизнь продолжала подбрасывать россиянам новые испытания» — так начинается абзац о версии 1998 года, открывшейся вскоре после объявления дефолта.

Катание на карусели в ЦПКиО им. Горького. Фотограф С. Соловьев. 1966.  фото: Главархив Москвы
Катание на карусели в ЦПКиО им. Горького. Фотограф С. Соловьев. 1966.
Фото: Главархив Москвы

Две большие главы — «Агрегаты веселья» и «Чертовы колеса» — посвящены московским аттракционам. Первые «американские горки» были импортными, но постепенно на заводе «Аттракцион», открытом в Ейске, было налажено производство цепочных каруселей, «русских качелей» и прочих автодромов, центрифуг и «ракетопланов». Производство развлекательных конструкций переживало, как и всякое производство, различные трудности, но постепенно наладилось.

Почти в каждой главе, помимо необходимых фактических сведений о событии, набора архивных фотографий и газетных цитат, находится место для забавных фактов и случаев. Без них читать это документальное исследование было бы скучно. Положение спасает яркая и динамичная верстка, хотя дизайнер Максим Родин испытывает зрение читателя пристрастием к подписям, набранным красным шрифтом. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+