18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Виджи: выставка самого харизматичного фотографа Нью-Йорка

Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.
Фото: International Center of Photography
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Свои отпечатки он проштамповывал подписью “Weegee The Famous” — «Тот самый знаменитый Виджи». Он был настолько яркой личностью, что, если бы его не существовало, американцам стоило бы его выдумать. Но Виджи выдумал себя сам

«Виджи — человек-загадка, — пишет французский куратор Клеман Шеру в каталоге нью-йоркской выставки фотографа. — Он широко известен шокирующими снимками, сделанными для американской бульварной прессы: гангстеры, лежащие в лужах крови, трупы, застрявшие в разбитых машинах, мелкие бандиты, выглядывающие из-за решетки полицейского фургона, шаткие здания, пожираемые огнем... При этом его архивы изобилуют снимками знаменитостей, светских раутов, цирков, восторженных зрителей, вернисажей и кинопремьер...»

Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943. Фото: International Center of Photography
Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943.
Фото: International Center of Photography

Организаторы выставки «Виджи. Общество спектакля» в Международном центре фотографии пытаются разгадать этот парадокс, по-новому взглянув на человека, родившегося в 1899 году под именем Ашер Феллиг в Австро-Венгрии, на территории современной Украины. С неизменным фотоаппаратом Speed Graphic в руках, Виджи, которого редко можно было увидеть без его фирменной сигары, получил известность, работая по ночам внештатным фотокорреспондентом на Манхэттене в середине 1930-х годов. Псевдоним, образованный от названия спиритической доски, отсылает к его сверхъестественной способности оказываться на месте происшествия раньше полицейских и пожарных бригад.

«Виджи — очень своеобразная фигура, — говорит британский писатель, куратор и ученый Дэвид Кэмпани, недавно вновь присоединившийся к Международному центру фотографии в роли креативного директора. — Это настолько яркая личность, что, если бы его не существовало, его нужно было бы выдумать. Но штука в том, что он выдумал себя сам».

Виджи. «Автопортрет». 1950-е.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Автопортрет». 1950-е.
Фото: International Center of Photography

Снимки Виджи не вписываются в узкие рамки жанра криминальной фотографии, да и масштабы его устремлений были куда шире; в числе прочего он предлагал более гуманистический взгляд на своих нью-йоркских собратьев по рабочему классу. За 1940-е — начало 1950-х годов его фотографии дважды включали в выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он опубликовал три книги, параллельно продолжая снимать как для новостных изданий, так и для престижных журналов мод и штампуя свои отпечатки подписью “Weegee The Famous” («Тот самый знаменитый Виджи»). Позднее он переехал в Голливуд, где начал фотографировать кинозвезд и сам стал своего рода знаменитостью. В последние десятилетия жизни он экспериментировал с 16-миллиметровой пленкой и художественными искажениями. Виджи умер в 1968 году. Годом позднее архив его студии был передан в дар Международному центру фотографии, который с тех пор организовал пять выставок, посвященных различным аспектам его творчества.

Нынешняя экспозиция представляет собой своего рода возвращение домой сразу в нескольких смыслах. Первоначально ее открытие состоялось в позапрошлом году в парижском Фонде Анри Картье-Брессона, должность директора в котором занимает Шеру, а позднее она отправилась в Фонд MAPFRE в Мадриде. В Нью-Йорке выставка расположилась в более просторном и иммерсивном пространстве, и, конечно же, она по-особенному смотрится в историческом диалоге с окружающей ее городской средой. «У нас большие окна, которые выходят прямо на Нижний Ист-Сайд, и в экспозиции представлены фотографии Виджи, сделанные буквально в двух шагах отсюда», — рассказывает Кэмпани.

Виджи. «На точке». 1939.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «На точке». 1939.
Фото: International Center of Photography

По его словам, выставка призвана в первую очередь дать новую оценку разностороннему творчеству Виджи. «Клеман смог посмотреть на Виджи отстраненно и увидеть его как человека, который не просто делал репортажи, но сознавал, что события становятся событиями, потому что их фотографируют, и знаменитости становятся знаменитостями, потому что их фотографируют, — объясняет Кэмпани. — Так что в его творчество встроен своего рода метакомментарий, сознание того, какую роль во всем этом играет фотография».

«Виджи фотографировал людей, наблюдающих за происходящим, будь то пожар, автокатастрофа или место убийства, — говорит Кэмпани. — Ему важен снимок, на котором событие предстает как спектакль. Дело не в том, преступление это или несчастный случай, дело в самом явлении».

Международный центр фотографии
«Виджи. Общество спектакля»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+