18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виджи: выставка самого харизматичного фотографа Нью-Йорка

Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.
Фото: International Center of Photography
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Свои отпечатки он проштамповывал подписью “Weegee The Famous” — «Тот самый знаменитый Виджи». Он был настолько яркой личностью, что, если бы его не существовало, американцам стоило бы его выдумать. Но Виджи выдумал себя сам

«Виджи — человек-загадка, — пишет французский куратор Клеман Шеру в каталоге нью-йоркской выставки фотографа. — Он широко известен шокирующими снимками, сделанными для американской бульварной прессы: гангстеры, лежащие в лужах крови, трупы, застрявшие в разбитых машинах, мелкие бандиты, выглядывающие из-за решетки полицейского фургона, шаткие здания, пожираемые огнем... При этом его архивы изобилуют снимками знаменитостей, светских раутов, цирков, восторженных зрителей, вернисажей и кинопремьер...»

Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943. Фото: International Center of Photography
Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943.
Фото: International Center of Photography

Организаторы выставки «Виджи. Общество спектакля» в Международном центре фотографии пытаются разгадать этот парадокс, по-новому взглянув на человека, родившегося в 1899 году под именем Ашер Феллиг в Австро-Венгрии, на территории современной Украины. С неизменным фотоаппаратом Speed Graphic в руках, Виджи, которого редко можно было увидеть без его фирменной сигары, получил известность, работая по ночам внештатным фотокорреспондентом на Манхэттене в середине 1930-х годов. Псевдоним, образованный от названия спиритической доски, отсылает к его сверхъестественной способности оказываться на месте происшествия раньше полицейских и пожарных бригад.

«Виджи — очень своеобразная фигура, — говорит британский писатель, куратор и ученый Дэвид Кэмпани, недавно вновь присоединившийся к Международному центру фотографии в роли креативного директора. — Это настолько яркая личность, что, если бы его не существовало, его нужно было бы выдумать. Но штука в том, что он выдумал себя сам».

Виджи. «Автопортрет». 1950-е.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Автопортрет». 1950-е.
Фото: International Center of Photography

Снимки Виджи не вписываются в узкие рамки жанра криминальной фотографии, да и масштабы его устремлений были куда шире; в числе прочего он предлагал более гуманистический взгляд на своих нью-йоркских собратьев по рабочему классу. За 1940-е — начало 1950-х годов его фотографии дважды включали в выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он опубликовал три книги, параллельно продолжая снимать как для новостных изданий, так и для престижных журналов мод и штампуя свои отпечатки подписью “Weegee The Famous” («Тот самый знаменитый Виджи»). Позднее он переехал в Голливуд, где начал фотографировать кинозвезд и сам стал своего рода знаменитостью. В последние десятилетия жизни он экспериментировал с 16-миллиметровой пленкой и художественными искажениями. Виджи умер в 1968 году. Годом позднее архив его студии был передан в дар Международному центру фотографии, который с тех пор организовал пять выставок, посвященных различным аспектам его творчества.

Нынешняя экспозиция представляет собой своего рода возвращение домой сразу в нескольких смыслах. Первоначально ее открытие состоялось в позапрошлом году в парижском Фонде Анри Картье-Брессона, должность директора в котором занимает Шеру, а позднее она отправилась в Фонд MAPFRE в Мадриде. В Нью-Йорке выставка расположилась в более просторном и иммерсивном пространстве, и, конечно же, она по-особенному смотрится в историческом диалоге с окружающей ее городской средой. «У нас большие окна, которые выходят прямо на Нижний Ист-Сайд, и в экспозиции представлены фотографии Виджи, сделанные буквально в двух шагах отсюда», — рассказывает Кэмпани.

Виджи. «На точке». 1939.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «На точке». 1939.
Фото: International Center of Photography

По его словам, выставка призвана в первую очередь дать новую оценку разностороннему творчеству Виджи. «Клеман смог посмотреть на Виджи отстраненно и увидеть его как человека, который не просто делал репортажи, но сознавал, что события становятся событиями, потому что их фотографируют, и знаменитости становятся знаменитостями, потому что их фотографируют, — объясняет Кэмпани. — Так что в его творчество встроен своего рода метакомментарий, сознание того, какую роль во всем этом играет фотография».

«Виджи фотографировал людей, наблюдающих за происходящим, будь то пожар, автокатастрофа или место убийства, — говорит Кэмпани. — Ему важен снимок, на котором событие предстает как спектакль. Дело не в том, преступление это или несчастный случай, дело в самом явлении».

Международный центр фотографии
«Виджи. Общество спектакля»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+