18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Виджи: выставка самого харизматичного фотографа Нью-Йорка

Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Фотографы на премьере». 1951.
Фото: International Center of Photography
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Свои отпечатки он проштамповывал подписью “Weegee The Famous” — «Тот самый знаменитый Виджи». Он был настолько яркой личностью, что, если бы его не существовало, американцам стоило бы его выдумать. Но Виджи выдумал себя сам

«Виджи — человек-загадка, — пишет французский куратор Клеман Шеру в каталоге нью-йоркской выставки фотографа. — Он широко известен шокирующими снимками, сделанными для американской бульварной прессы: гангстеры, лежащие в лужах крови, трупы, застрявшие в разбитых машинах, мелкие бандиты, выглядывающие из-за решетки полицейского фургона, шаткие здания, пожираемые огнем... При этом его архивы изобилуют снимками знаменитостей, светских раутов, цирков, восторженных зрителей, вернисажей и кинопремьер...»

Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943. Фото: International Center of Photography
Виджи. «Просто добавьте кипяток». 1943.
Фото: International Center of Photography

Организаторы выставки «Виджи. Общество спектакля» в Международном центре фотографии пытаются разгадать этот парадокс, по-новому взглянув на человека, родившегося в 1899 году под именем Ашер Феллиг в Австро-Венгрии, на территории современной Украины. С неизменным фотоаппаратом Speed Graphic в руках, Виджи, которого редко можно было увидеть без его фирменной сигары, получил известность, работая по ночам внештатным фотокорреспондентом на Манхэттене в середине 1930-х годов. Псевдоним, образованный от названия спиритической доски, отсылает к его сверхъестественной способности оказываться на месте происшествия раньше полицейских и пожарных бригад.

«Виджи — очень своеобразная фигура, — говорит британский писатель, куратор и ученый Дэвид Кэмпани, недавно вновь присоединившийся к Международному центру фотографии в роли креативного директора. — Это настолько яркая личность, что, если бы его не существовало, его нужно было бы выдумать. Но штука в том, что он выдумал себя сам».

Виджи. «Автопортрет». 1950-е.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «Автопортрет». 1950-е.
Фото: International Center of Photography

Снимки Виджи не вписываются в узкие рамки жанра криминальной фотографии, да и масштабы его устремлений были куда шире; в числе прочего он предлагал более гуманистический взгляд на своих нью-йоркских собратьев по рабочему классу. За 1940-е — начало 1950-х годов его фотографии дважды включали в выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он опубликовал три книги, параллельно продолжая снимать как для новостных изданий, так и для престижных журналов мод и штампуя свои отпечатки подписью “Weegee The Famous” («Тот самый знаменитый Виджи»). Позднее он переехал в Голливуд, где начал фотографировать кинозвезд и сам стал своего рода знаменитостью. В последние десятилетия жизни он экспериментировал с 16-миллиметровой пленкой и художественными искажениями. Виджи умер в 1968 году. Годом позднее архив его студии был передан в дар Международному центру фотографии, который с тех пор организовал пять выставок, посвященных различным аспектам его творчества.

Нынешняя экспозиция представляет собой своего рода возвращение домой сразу в нескольких смыслах. Первоначально ее открытие состоялось в позапрошлом году в парижском Фонде Анри Картье-Брессона, должность директора в котором занимает Шеру, а позднее она отправилась в Фонд MAPFRE в Мадриде. В Нью-Йорке выставка расположилась в более просторном и иммерсивном пространстве, и, конечно же, она по-особенному смотрится в историческом диалоге с окружающей ее городской средой. «У нас большие окна, которые выходят прямо на Нижний Ист-Сайд, и в экспозиции представлены фотографии Виджи, сделанные буквально в двух шагах отсюда», — рассказывает Кэмпани.

Виджи. «На точке». 1939.  Фото: International Center of Photography
Виджи. «На точке». 1939.
Фото: International Center of Photography

По его словам, выставка призвана в первую очередь дать новую оценку разностороннему творчеству Виджи. «Клеман смог посмотреть на Виджи отстраненно и увидеть его как человека, который не просто делал репортажи, но сознавал, что события становятся событиями, потому что их фотографируют, и знаменитости становятся знаменитостями, потому что их фотографируют, — объясняет Кэмпани. — Так что в его творчество встроен своего рода метакомментарий, сознание того, какую роль во всем этом играет фотография».

«Виджи фотографировал людей, наблюдающих за происходящим, будь то пожар, автокатастрофа или место убийства, — говорит Кэмпани. — Ему важен снимок, на котором событие предстает как спектакль. Дело не в том, преступление это или несчастный случай, дело в самом явлении».

Международный центр фотографии
«Виджи. Общество спектакля»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+