18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Секретная дипломатия на службе у растущего арт-рынка

Молодой Оливер Хоар в Иране. Фото: The Exchange/Damian Hoare
Молодой Оливер Хоар в Иране.
Фото: The Exchange/Damian Hoare
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В посмертных мемуарах британского арт-дилера Оливера Хоара обстоятельно и подробно рассказано о том, как в середине 1990-х фрагменты выдающегося персидского манускрипта удалось обменять на произведение американского абстрактного экспрессионизма

Три десятилетия назад, 28 июля 1994 года, на взлетно-посадочной полосе аэро­порта Вены британский арт-дилер (и предположительно, любовник принцессы Дианы) Оливер Хоар (1945–2018) передал должностным лицам Исламской Республики Иран несколько деревянных ящиков. В них были помещены листы с текстом, переплет и 118 миниатюр из «Шахнаме» шаха Тахмаспа — персидской рукописи XVI века. Взамен иранцы отдали картину «Женщина III», созданную в 1953 году Виллемом де Кунингом, представителем нью-йоркской школы. Оливер Хоар считал эту сделку «чудом»; его посмертная книга «Обмен: „Шахнаме“ / де Кунинг» — мемуары о том, как именно удалось ее провернуть.

Книга начинается с картин иранской жизни в период правления последнего шаха; здесь фигурируют шикарные коктейльные вечеринки и караван-сараи Тимуридов, благоухающие сады, хитрые торговцы на базаре и красавицы с глазами лани. Рассказано и о встрече автора с Фарах Пехлеви, женой тогдашнего правителя Ирана и покровительницей искусств. Она использовала нефтяные богатства страны для приобретения на Западе актуальных художественных работ и в 1977 году открыла Тегеранский музей современного искусства. Его коллекция и сегодня остается одной из самых значительных за пределами США и Европы.

Oliver Hoare. The Exchange: Shahnameh / de Kooning. LG Press. 204 с. £25. На английском языке
Oliver Hoare. The Exchange: Shahnameh / de Kooning. LG Press. 204 с. £25. На английском языке

Однако после исламской революции 1979 года некоторые его экспонаты были сочтены оскорбительными. Десятки произведений отправились в музейный подвал, где томятся по сей день. Тем временем рынок современного искусства существенно вырос, вследствие чего подвал тегеранского музея оказался в числе самых ценных хранилищ в мире. Иранские власти не экспонируют эти произведения, но и не продают их — не в последнюю очередь из-за международных экономических санкций. «Женщина III» стала единственной работой, покинувшей коллекцию, и взамен Иран получил нечто уникальное и важное для себя.

Эпическая поэма «Шахнаме», написанная на рубеже X–XI веков поэтом Фирдоуси, является важнейшим литературным памятником в истории персидской культуры. На протяжении последующего тысячелетия книга декламировалась и распространялась в виде рукописей, снабженных красочными иллюстрациями. Но ни одна из этих рукописей не превзошла по качеству ту, что была создана для шаха Тахмаспа, иранского правителя XVI века. Переплетчикам, позолотчикам, каллиграфам и художникам потребовалось 20 лет, чтобы завершить работу. На 258 позолоченных страницах, немногим больше формата А4, изящные фигуры сияют в сказочных пейзажах, бесконечно разнообразных по цвету и стилю. В 1568 году шах подарил рукопись османскому султану Селиму II, подкрепив этим жестом заключение мирного соглашения между странами. Впоследствии уникальный манускрипт сменил целый ряд владельцев, пока в 1959 году его не купил за $350 тыс. американский промышленник и библиофил Артур Хоутон-младший. Именно он совершил действие, которое можно считать роковым: разделил рукопись на листы и со временем распродал 140 из них музеям и коллекционерам. Многие называли содеянное Хоутоном актом культурного вандализма, но были и те, кто видел в этом всего лишь грамотную оценку рыночной конъюнктуры.

Обмен есть продукт при полном непротивлении сторон: картина «Женщина III» (1953) Виллема де Кунинга и лист с миниатюрой из «Шахнаме» шаха Тахмаспа.  Фото: Revocable Trust/ARS, NY and DACS; The Aga Khan Museum
Обмен есть продукт при полном непротивлении сторон: картина «Женщина III» (1953) Виллема де Кунинга и лист с миниатюрой из «Шахнаме» шаха Тахмаспа.
Фото: Revocable Trust/ARS, NY and DACS; The Aga Khan Museum

В книге Хоара описывается захватывающая цепочка событий, которая привела к репатриации остававшихся у Хоутона фрагментов «Шахнаме» в обмен на работу де Кунинга. Хотя этот обмен тоже сопровождался критикой: вдова шаха Фарах Пехлеви, например, обвинила Хоара в нарушении целостности некогда собранной ею коллекции. При этом до сих пор нет единого мнения о том, какая из сторон получила больше выгоды от сделки. Так, «Женщина III» была продана в 2006 году за $137,5 млн, но пять лет спустя всего один лист «Шахнаме» обошелся покупателю в $12 млн.

Как объясняет Роксана Занд, бывшая сотрудница аукционного дома Sotheby’s и экс-заместитель куратора тегеранского музея, тут сталкиваются две различные системы ценностей. «Вопрос о том, как сопоставлять ценность культурного наследия с финансовой стоимостью в современном мире, касается не одного лишь Ирана», — уточняет она. Между тем у Хоара был готовый ответ: «Каждая миниатюра этой рукописи имеет такой статус в истории мировой культуры, которого никогда не заслужит ни одна картина, подобная работе де Кунинга». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+