18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство Петербурга обоснуется по новому адресу

Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым. Фото: Наталья Шкуренок
Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым.
Фото: Наталья Шкуренок
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–XXI веков, филиал петербургского ЦВЗ «Манеж», получил в распоряжение особняк на набережной канала Грибоедова, где поместятся и фонды, и постоянная экспозиция, и залы для временных выставок

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, филиал петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», получил от города новое здание на набережной канала Грибоедова. Решение о развитии музея было принято на заседании Совета по культуре и искусству при губернаторе города еще в 2023 году, но лишь недавно властям удалось найти подходящее пространство. Переданный в распоряжение ЦВЗ «Манеж» особняк площадью почти 2,865 тыс. кв. м примыкает к нынешнему зданию музея. Их непосредственное соседство позволит создать в историческом центре Петербурга музейный комплекс, задачей которого станет популяризация искусства ХХ–ХХI веков.

Музейная коллекция начала формироваться в 1990 году созданным специально для этой цели отделом современного искусства ЦВЗ «Манеж». В 2007 году в строении на набережной канала Грибоедова, 103, где в то время хранился архив городского суда, открылся Малый зал «Манежа», но делить пространство с архивом ему приходилось вплоть до 2015 года, пока тот окончательно не перевезли. Тогда же, в 2015-м, структурное подразделение «Манежа» получило официальный статус музея и обосновалось в упомянутом здании.

В коллекцию музея входят работы ленинградских и петербургских художников, созданные в период с 1920-х годов до наших дней. В конце 2023 года в фонды поступило собрание Арт-центра «Пушкинская-10». Но из-за нехватки площадей музей не мог открыть постоянную экспозицию, а для хранения порядка 12 тыс. предметов (это и живопись, и графика, и скульптура, и объекты, и декоративно-прикладное искусство, и фотографии) «Манеж» был вынужден арендовать помещения у города.

Новое пространство откроется в доме 101 на набережной канала Грибоедова. Трехэтажный особняк в стиле позднего классицизма значится в списке объектов культурного наследия регионального значения как «Дом Алафузовой Л.А. с двумя служебными флигелями и каретником». Алафузовы были последними владельцами дома, история которого началась в 80-х годах XVIII века. Первоначально участок земли под строительство приобрел вице-полковник лейб-гвардии Гренадерского полка Семен Уваров. Он умер в 1788 году, не завершив строительство. У вдовы не было средств на отделку, и она продала здание в казну. До 1856 года в нем размещались поочередно Медицинская коллегия, Камер-коллегия, Лесной институт и Училище торгового мореплавания. В 1856 году дом выкупил у казны генерал-майор Карл Альбрехт, пригласив для его перестройки архитектора Августа Ланге. А уже в конце XIX века его приобрел купец и промышленник Иван Алафузов. После революции в разные годы здесь размещались художественный техникум, детская экскурсионно-туристическая станция, а до последнего времени — отель «Львиный мостик».

По словам Анны Яловой, директора ЦВЗ «Манеж», в новом здании планируется открыть просветительский центр для занятий художественным творчеством с людьми любого возраста — от малышей до пенсионеров, но основная часть пространства будет отдана под временные выставки и постоянную экспозицию. «И конечно, туда переедут наши фонды, — добавляет Анна Ялова. — Это самый болезненный вопрос, ведь у нас хранится не только коллекция „Пушкинской-10“, но и наша собственная, которую „Манеж“ собирал последние 30 лет».

Первоочередная задача, стоящая перед ЦВЗ «Манеж», — проведение изыскательских работ. Здание имеет охранный статус, поэтому требуется установить, что в нем сохранилось подлинного, а что было переделано. Также необходимо определить объем работ, требующихся для его приспособления под нужды «Манежа». Затем предстоят выбор архитектора, обсуждение планировочных решений и непосредственно проведение работ по приспособлению. «Все понимают, что перед нами стоит огромная задача, и никто не торопит, но у нас есть поручение от городского правительства — начать освоение уже в этом году, — говорит Анна Ялова. — Надеемся, что в конце года сможем представить в новых стенах хотя бы часть нашей коллекции»

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+