18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новаторский музей в Марракеше вновь открылся после землетрясения

Музей современного африканского искусства в Марракеше смог пережить разрушительное землетрясение, но на всякий случай здание дополнительно укрепили.  Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Музей современного африканского искусства в Марракеше смог пережить разрушительное землетрясение, но на всякий случай здание дополнительно укрепили.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Хотя стихийное бедствие 2023 года не причинило серьезного ущерба этой институции, решено было принять меры предосторожности на будущее. Теперь здание Музея современного африканского искусства Аль-Мааден стало не только модным, но и прочным

Музей современного африканского искусства Аль-Мааден (MACAAL), учрежденный в 2018 году и ставший первым музеем современного искусства в Марокко, вновь открывается 2 февраля, пройдя через большую перепланировку и оценку несущей конструкции после землетрясения 2023 года.

Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же, 2023 года.  Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же, 2023 года.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL

Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же года. Это стечение обстоятельств оказалось для музея счастливым: в ночь на 8 сентября 2023 года к югу от города был зафиксирован мощный подземный толчок магнитудой 6,8 — самый сильный в Марокко за последние 100 с лишним лет.

В результате землетрясения, затронувшего главным образом сельские районы, погибло около 3 тыс. человек и еще тысячи получили различные травмы. Кроме того, оно причинило значительный ущерб культурному наследию Марракеша, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и известен как Красный город благодаря характерной архитектуре из песчаника. Особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб (крепостных сооружений) и других старинных построек.

В результате землетрясения особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб.  Фото: MACAAL
В результате землетрясения особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб.
Фото: MACAAL

Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище. Однако некоторые из остававшихся произведений пришлось вывезти для проверки конструкции на устойчивость, и инженеры, специализирующиеся на оценке сейсмостойкости, провели анализ, чтобы определить надежность строения на случай нового землетрясения.

«С радостью сообщаю, что наше 15-летнее здание получило лишь незначительные повреждения, и это свидетельствует о том, что оно построено в соответствии с самыми высокими стандартами, — говорит частный коллекционер Отман Лазрак, основавший музей в Марракеше вместе со своим отцом Алами. — Поскольку на момент землетрясения у нас уже шел процесс перепланировки, мы не преминули воспользоваться этой возможностью и провели дополнительные работы по укреплению конструкции».

Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище. Фото: MACAAL
Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище.
Фото: MACAAL

Задачей проекта по перестройке, к реализации которого музей привлек сценографа Франка Ундегла, было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции, чтобы шире представить собрание африканского искусства семьи Лазрак, в которое входят произведения таких авторов, как Жоэль Андрианомеарисоа, Фарид Белькахия, Абдулайе Конате, Мохаммед Мелехи, Шери Самба, Малик Сидибе, Шаибия Талал и Хасан Хаджадж. Кроме того, музей запускает новую программу, в рамках которой он будет заказывать художникам создание site-specific-скульптур. Новая постоянная экспозиция под названием «Семь контуров, одна коллекция» будет состоять из более чем полутора сотен сменяющих друг друга работ — от живописи и скульптуры до текстиля, инсталляций и мультимедиа. А тематические залы будут посвящены таким проблемам, как деколонизация, глобализация и защита окружающей среды.

Задачей проекта по перестройке было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции.  Фото: MACAAL
Задачей проекта по перестройке было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции.
Фото: MACAAL

Дизайн здания с геометрическими мозаиками, фасадами землистых тонов и использованием местного камня и терракоты разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой. Строительные материалы, издавна использующиеся в Марракеше, помогают регулировать температуру в помещениях, а внутренние дворы, обрамленные резными перегородками в стиле машрабий — классического архитектурного элемента марокканских домов, риадов, превращают эти архитектурные черты в чистые, открытые и гибкие выставочные пространства, наполненные естественным светом.

Дизайн здания разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой. Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Дизайн здания разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL

«До MACAAL в Марокко не было ни одного музея, посвященного современному искусству, — говорит художественный руководитель музея Мерием Беррада. — Марракеш сильно изменился в этом отношении, и я думаю, что MACAAL сыграл здесь определенную роль».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+