18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Казахстане советский кинотеатр стал современным культурным центром

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.  Фото: Asif Khan
Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.
Фото: Asif Khan

Один из крупнейших кинотеатров советской эпохи в Центральной Азии превратился по проекту британского архитектора Асифа Хана в Центр современной культуры «Целинный»

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля, предложив программу выставок, перформансов и панельных дискуссий под названием «Барсакельмес» (бывший остров в Аральском море, в переводе с казахского — «если пойдет — не вернется»). В фокусе проекта — вопросы экологии, изменения климата и казахская идентичность. Открытие культурного пространства, основанного бизнесменом Кайратом Боранбаевым, совпадает с запуском Алма-Атинского музея искусств, который летом представит более 700 произведений казахских и центральноазиатских мастеров.

«Казахстан уже более 30 лет независим, и сейчас мы готовы мыслить и создавать в общественном пространстве. Наше общество активно и готово предлагать городу новые инициативы, изменять инфраструктуру, развивать художественное производство и воспитывать новое поколение художников, кураторов, ученых и коллекционеров, формируя новое понимание казахской современной культуры», — подчеркивает директор центра «Целинный» Джамиля Нуркалиева.

Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.  Фото: Asif Khan
Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.
Фото: Asif Khan

Экспериментальный панорамный кинотеатр был открыт в 1964 году и назван в честь десятилетия освоения целины, причем уже на излете проекта, который был прекращен в следующем году. «Целинный» в ту пору был самым передовым и кассовым кинотеатром Казахстана. С его строительством связана занятная история. По словам краеведов, руководство города раздражало, что улица, носящая имя коммуниста Калинина, упирается в церковь. Поскольку времена уже были более гуманные, чем после революции, церковь не снесли, а заслонили новым зданием.

После 30-летних неизменных аншлагов в советские времена наступили тяжелые для всех стран бывшего СССР «лихие» 1990-е. Жизнь в кинотеатре теплилась, но, по воспоминаниям бывших сотрудников, им приходилось чуть ли не круглосуточно крутить фильм «Калигула», потому что это единственное, на что шел зритель. Более того, в какой-то момент в городе существовало всего две относительно свежих кинопленки и их возили туда-сюда между последними оставшимися площадками.

В 1998 году кинотеатр неожиданно пережил кратковременный период подъема: в Алма-Ате открылся первый кинофестиваль «Евразия».

В «сытые» 2000-е в здании, помимо двух обновленных кинозалов и кафе, располагался самый шикарный и гламурный клуб страны Heaven. Но постепенно все снова пришло в упадок, и пространства сдавались малому бизнесу — от магазина диванов до стрип-клуба и проповедников сект. Естественно, арендаторы не церемонились с историческим объектом: на стеклянный фасад выводились кондиционеры, врезались банкоматы, лепились разномастные вывески. Далее здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в архитектуру и внутреннюю планировку.

Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку. Фото: Asif Khan
Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку.
Фото: Asif Khan

Из оставшихся в городе трех кинотеатров два были снесены, а вот «Целинный» вытянул счастливый билет: в 2018 году при поддержке Музея современного искусства «Гараж» здесь открылся центр современной культуры. Московский музей стал партнером трехчастного проекта «Начало».

«Он был посвящен истории и архитектуре здания бывшего кинотеатра, а также включал экспозицию актуального искусства Центральной Азии и большую публичную и кинопрограмму. Совместно было проведено архитектурное исследование и выпущена книга Анны Броновицкой и Николая Малинина „Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель“. В 2019 году „Целинный“ стал одной из площадок фестиваля Garage Screen Film Festival, а в 2023 году институции провели совместный архивный практикум, посвященный теме памяти и ее сохранения», — рассказали нам в пресс-службе «Гаража» и добавили, что «музей поддерживает профессиональные связи с центром и всегда рад возможным пересечениям».

При подготовке первых выставок «Открытый архив. Алматы» и «На углу: город, место, люди» под фальшстеной обнаружилось сграффито заслуженного художника Казахстана Евгения Сидоркина с изображением скачек, танцев и жанровых сцен, ранее считавшееся утраченным. Произведение изрядно пострадало, так как прямо в него вбивались металлические конструкции, однако большая часть сохранилась. Также на фасаде установили копию самой первой вывески 1964 года.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Фото: Asif Khan
Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой.
Фото: Asif Khan

После громкого открытия первых выставок здание ушло на реконструкцию по проекту британского архитектора Асифа Хана, которая сильно затянулась из-за пандемии и других непредвиденных обстоятельств, и вот наконец «Целинный» готов вновь принимать посетителей.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Директор центра Джамиля Нуркалиева подчеркивает: «Мы хотим создать пространство для дискуссий, где важнее не утверждение идей, а способность сомневаться и задавать вопросы, развивая критическое мышление и размышляя о том, что значит быть человеком в нашем обществе».

С 6 сентября на новой площадке пройдет Вторая триеннале звукового искусства Korkut, посвященная современным формам звукового искусства и перформативным практикам. Ее куратором станет Стас Шерифулла, художник-исследователь из Базеля, работающий с темами звука и деколонизации. В выставке примет участие около 20 художников из Азии и с Ближнего Востока.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+