18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Казахстане советский кинотеатр стал современным культурным центром

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.  Фото: Asif Khan
Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.
Фото: Asif Khan

Один из крупнейших кинотеатров советской эпохи в Центральной Азии превратился по проекту британского архитектора Асифа Хана в Центр современной культуры «Целинный»

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля, предложив программу выставок, перформансов и панельных дискуссий под названием «Барсакельмес» (бывший остров в Аральском море, в переводе с казахского — «если пойдет — не вернется»). В фокусе проекта — вопросы экологии, изменения климата и казахская идентичность. Открытие культурного пространства, основанного бизнесменом Кайратом Боранбаевым, совпадает с запуском Алма-Атинского музея искусств, который летом представит более 700 произведений казахских и центральноазиатских мастеров.

«Казахстан уже более 30 лет независим, и сейчас мы готовы мыслить и создавать в общественном пространстве. Наше общество активно и готово предлагать городу новые инициативы, изменять инфраструктуру, развивать художественное производство и воспитывать новое поколение художников, кураторов, ученых и коллекционеров, формируя новое понимание казахской современной культуры», — подчеркивает директор центра «Целинный» Джамиля Нуркалиева.

Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.  Фото: Asif Khan
Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.
Фото: Asif Khan

Экспериментальный панорамный кинотеатр был открыт в 1964 году и назван в честь десятилетия освоения целины, причем уже на излете проекта, который был прекращен в следующем году. «Целинный» в ту пору был самым передовым и кассовым кинотеатром Казахстана. С его строительством связана занятная история. По словам краеведов, руководство города раздражало, что улица, носящая имя коммуниста Калинина, упирается в церковь. Поскольку времена уже были более гуманные, чем после революции, церковь не снесли, а заслонили новым зданием.

После 30-летних неизменных аншлагов в советские времена наступили тяжелые для всех стран бывшего СССР «лихие» 1990-е. Жизнь в кинотеатре теплилась, но, по воспоминаниям бывших сотрудников, им приходилось чуть ли не круглосуточно крутить фильм «Калигула», потому что это единственное, на что шел зритель. Более того, в какой-то момент в городе существовало всего две относительно свежих кинопленки и их возили туда-сюда между последними оставшимися площадками.

В 1998 году кинотеатр неожиданно пережил кратковременный период подъема: в Алма-Ате открылся первый кинофестиваль «Евразия».

В «сытые» 2000-е в здании, помимо двух обновленных кинозалов и кафе, располагался самый шикарный и гламурный клуб страны Heaven. Но постепенно все снова пришло в упадок, и пространства сдавались малому бизнесу — от магазина диванов до стрип-клуба и проповедников сект. Естественно, арендаторы не церемонились с историческим объектом: на стеклянный фасад выводились кондиционеры, врезались банкоматы, лепились разномастные вывески. Далее здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в архитектуру и внутреннюю планировку.

Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку. Фото: Asif Khan
Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку.
Фото: Asif Khan

Из оставшихся в городе трех кинотеатров два были снесены, а вот «Целинный» вытянул счастливый билет: в 2018 году при поддержке Музея современного искусства «Гараж» здесь открылся центр современной культуры. Московский музей стал партнером трехчастного проекта «Начало».

«Он был посвящен истории и архитектуре здания бывшего кинотеатра, а также включал экспозицию актуального искусства Центральной Азии и большую публичную и кинопрограмму. Совместно было проведено архитектурное исследование и выпущена книга Анны Броновицкой и Николая Малинина „Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель“. В 2019 году „Целинный“ стал одной из площадок фестиваля Garage Screen Film Festival, а в 2023 году институции провели совместный архивный практикум, посвященный теме памяти и ее сохранения», — рассказали нам в пресс-службе «Гаража» и добавили, что «музей поддерживает профессиональные связи с центром и всегда рад возможным пересечениям».

При подготовке первых выставок «Открытый архив. Алматы» и «На углу: город, место, люди» под фальшстеной обнаружилось сграффито заслуженного художника Казахстана Евгения Сидоркина с изображением скачек, танцев и жанровых сцен, ранее считавшееся утраченным. Произведение изрядно пострадало, так как прямо в него вбивались металлические конструкции, однако большая часть сохранилась. Также на фасаде установили копию самой первой вывески 1964 года.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Фото: Asif Khan
Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой.
Фото: Asif Khan

После громкого открытия первых выставок здание ушло на реконструкцию по проекту британского архитектора Асифа Хана, которая сильно затянулась из-за пандемии и других непредвиденных обстоятельств, и вот наконец «Целинный» готов вновь принимать посетителей.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Директор центра Джамиля Нуркалиева подчеркивает: «Мы хотим создать пространство для дискуссий, где важнее не утверждение идей, а способность сомневаться и задавать вопросы, развивая критическое мышление и размышляя о том, что значит быть человеком в нашем обществе».

С 6 сентября на новой площадке пройдет Вторая триеннале звукового искусства Korkut, посвященная современным формам звукового искусства и перформативным практикам. Ее куратором станет Стас Шерифулла, художник-исследователь из Базеля, работающий с темами звука и деколонизации. В выставке примет участие около 20 художников из Азии и с Ближнего Востока.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+