18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Выксунском музее соберут «Путевые заметки»

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Первая часть цикла — «Дорога» — представляет произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова и других художников из обширного собрания коллекционеров-меценатов Ирины и Анатолия Седых

В Музее истории Выксунского металлургического завода проходит выставка современного искусства «Дорога», первая из четырехчастного цикла «Путевые заметки». Экспозиция, собранная куратором Моникой Норс, включает в себя работы из обширного собрания коллекционеров, меценатов, лауреатов Премии The Art Newspaper Russia за вклад в культуру и искусство Ирины и Анатолия Седых.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Выставка компактная — всего один зал, зато весьма репрезентативная: тут и произведения мэтров отечественного совриска Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, и работы сравнительно молодых авторов Саяна Байгалиева, Аси Заславской, Егора Плотникова, Димы Филиппова и других. Все они демонстрируются широкой публике впервые.

Моника Норс решила провести параллель между длинным путешествием и процессом коллекционирования. «Собрание — это не пункт назначения, а бесконечный путь», — говорит она. Текущая выставка «Дорога» — первое знакомство зрителя с произведениями современных художников. Далее последует «Перекресток» — обнаружение пересечений и выбор верного пути. Потом — «Привал», пауза для отдыха и рефлексии, когда путнику нужно остановиться и систематизировать информацию. И наконец, «Возвращение». Коллекция — это живой организм, подверженный изменениям. Самое время вернуться на исходную точку и посмотреть, какие метаморфозы произошли с людьми и собранием.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

В экспозицию Моника Норс заложила определенный нарратив, разбив подготовку и начало путешествия на этапы, первый из которых, конечно, «Сбор». Открывает историю «Пустая картина» Ильи Кабакова, символизирующая точку отсчета, время и место, когда принимается судьбоносное решение. Далее — «Календарь» Евгения Кравцова, работающего с эстетикой повседневности. На его картине беспорядок на столе создает ощущение, что обитатели дома собирались впопыхах, хватая без разбору первое подвернувшееся под руку и, возможно, забыв взять что-то действительно важное. В зыбкой, многослойной работе Эдуарда Гороховского «Сидящие» можно отметить как напряжение ожидания, так и отсылку к традиции присесть на дорожку. На его следующей работе, «Невесомость», люди как бы по инерции продолжают сидеть, но их уже закрутил вихрь событий, влекущий за собой в приоткрытую дверь.

Так мы плавно перемещаемся в зону «Транзит», посвященную преимущественно окнам — Саяна Байгалиева, Николая Касаткина, Ивана Чуйкова и Леонида Тишкова, чей фотографический проект «Частная луна» уже более чем два десятилетия кочует по миру и Сети, периодически всплывая на самых разных площадках и в разных контекстах. Особенно картинка полюбилась для иллюстрации постов всевозможным коучам личностного роста, фанатам аффирмаций во Вселенную и астрологам.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Тема окон продолжается и в следующей части экспозиции «Дорога». Но, в отличие от предыдущих статичных видов за пределами квартиры, это пейзажи уже динамические, хотя все довольно унылые. На картине Александра Виноградова «Путешествие Москва — Санкт-Петербург» мы видим типичный небольшой городок со зданиями, построенными еще пленными немцами, с гаражами, традиционным зеленым забором и абсолютно бессмысленным шлагбаумом, который ничего не закрывает, а как бы просто намекает гражданам о дисциплине. «Снег в полях» Егора Плотникова — это такой же унылый, но на сей раз природный пейзаж средней полосы то ли поздней осенью, то ли ранней весной, разделенный вертикальными пробелами — полосами. Это размышление о том, как непредсказуема наша память: малозначительное событие десятилетней давности врезается в память навсегда, а какие-то куски жизни и впечатлений бесследно исчезают. Буквально «здесь — помню, здесь — не помню».

Замыкает наше недолгое, но увлекательное путешествие секция «Знаки» во всей своей многогранности: от императивных и простых для восприятия дорожных знаков до более тонких материй вроде посланий Вселенной. Тут размещен «Эскиз к картине Stop» Эрика Булатова (к слову, получившееся в итоге не имеет явного сходства с эскизом), работа из серии «Сигнальная система» Юрия Злотникова, который пытался изобрести и визуализировать метод передачи ощущений через произведение искусства, и надпись из арматуры Аси Заславской «Тому, кто одолеет», созданная в прошлом году во время пребывания в арт-резиденции Vyksa air.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Ирина и Анатолий Седых рассказывают, что начало коллекции было положено более 30 лет назад и, конечно, они не предполагали, что она так разрастется. Более того, когда в 2011 году затевался «Выкса-фестиваль», придуманный и организованный металлургической и машиностроительной компанией ОМК и фондом «ОМК-участие», можно было мечтать, но сложно предугадать, насколько разрастется культурная инфраструктура. В итоге в красивом, но ультраконсервативном и оттого безликом Музее истории ВМЗ, где с момента основания демонстрировались производственные достижения, теперь проходят выставки современного искусства. В городе появились культурный центр «Волна», включающий в себя международную арт-резиденцию, муралы топовых стрит-артистов страны, более 100 объектов паблик-арта и дружелюбное ко всем жителям «третье место» — библиотека Ex libris, увлекающая горожан все новыми и новыми бесплатными активностями — от клуба разговорного английского и тренингов креативности до игр в «Битвы големов». Для определения всех культурных и инфраструктурных нововведений в жизни Выксы, ранее неотличимой от сотен других промышленных моногородов, ведущих «моножизнь», даже придумали термин «полная выксунизация».

Музей истории Выксунского металлургического завода
«Путевые заметки. Дорога»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+