18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино

Лудовико Маццолино. «Переход через Красное море». 1521.  Фото: National Gallery of Ireland
Лудовико Маццолино. «Переход через Красное море». 1521.
Фото: National Gallery of Ireland
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году

Итальянский художник эпохи Возрождения Лудовико Маццолино (1480–1528) был известен в первую очередь небольшими, почти миниатюрными композициями на религиозные сюжеты, которые он создавал для аристократической клиентуры. Ближе к концу карьеры, в виде редчайшего исключения (предположительно, по специальным заказам), он написал ряд более крупных картин, и эти произведения стали реставрационным кошмаром для последующих владельцев. Известно лишь о трех таких работах в государственных собраниях — в Берлине, Дублине и Риме, и из них только состояние картины «Христос среди учителей» в римской Галерее Дориа — Памфили достаточно стабильно для того, чтобы демонстрировать ее в постоянной экспозиции.

В число этих редкостей входит и картина «Переход через Красное море» (1521). Она находится в собрании Национальной галереи Ирландии с 1914 года, но за все это время ее ни разу не экспонировали. Теперь, благодаря гранту в размере €25 тыс. от Европейского фонда изящных искусств, запущен проект по исследованию и реставрации картины. Он не только позволит впервые показать ее, но и поможет владельцам других подобных работ решить некоторые из их проблем.

«Это довольно известное произведение, и к нам нередко обращаются с просьбой выдать его на выставку, но в его нынешнем состоянии это попросту невозможно», — рассказывает Ифа Брейди, куратор отдела итальянского и испанского искусства Национальной галереи Ирландии. Недавно Брейди и ведущий реставратор проекта Мария Кэнава осмотрели две другие картины Маццолино. Специалисты из Дублина позавидовали сохранности римской картины и пришли к выводу, что состояние берлинской работы, находящейся в хранилище Государственных музеев, столь же печально, как и их собственной.

В интерпретации Маццолино библейская история о том, как воды Красного моря расступились перед евреями, чтобы затем обрушиться на преследующую их египетскую армию, представляет собой очень необычную, изобилующую деталями композицию с причудливой перспективой. Голубые воды кишат фигурами людей и лошадей, на берегу евреи возносят благодарственные молитвы за благополучный переход, Бог взирает на происходящее с высоты облаков, а ангел на коне мчит с небес на землю. В композиции смогли насчитать более 130 видимых фигур, однако под нынешним красочным слоем скрыто еще больше персонажей, позже записанных самим автором, но теперь выявленных с помощью рентгенографии и инфракрасной фотографии.

На картине Лудовико Маццолино «Переход через Красное море» исследователи насчитали не меньше 130 персонажей — и это, кажется, не предел. Фрагмент.  Фото: National Gallery of Ireland
На картине Лудовико Маццолино «Переход через Красное море» исследователи насчитали не меньше 130 персонажей — и это, кажется, не предел. Фрагмент.
Фото: National Gallery of Ireland

Краски сохранили порази­тельную яркость. «Главным заказчиком Маццолино был герцог Феррары, так что художник мог позволить себе очень качественные краски», — объясняет Брейди. Анализ микроскопических образцов обнаружил содержание таких баснословно дорогих пигментов, как лазурит. Однако налицо и проблемы. Хотя эксперты восхищаются качеством самой основы, которая по-прежнему остается необычайно ровной, на обширных участках краска вздулась, а также появились утраты красочного слоя в тех местах, где расположены шпонки-бабочки, скрепляющие дубовые доски. Попытки скрыть повреждения и утраты, предпринятые в 1970-е годы, были явно неудачными. При реставрации также необходимо будет сохранить и защитить оригинальный лак и находящиеся под ним лессировки, дошедшие до нас в удивительно хорошем состоянии.

Исследования продолжаются, но уже сейчас эксперты высказывают мнение, что методы грунтовки, которые Маццолино использовал при подготовке досок для малоформатных работ, оказались непригодны для того, чтобы удерживать красочный слой на больших поверхностях.

Все работы над «Переходом через Красное море» ведутся в стенах дублинской галереи, чтобы хрупкую картину не выносить из здания. Раньше нуждающиеся в реставрации экспонаты бережно транспортировали по ночам через дорогу в научные лаборатории Тринити-колледжа, оснащенные рентгеновским и другими аппаратами, но теперь, благодаря поддержке частного мецената, в дополнение к уже имевшейся реставрационной мастерской у музея появилась лаборатория с ультрасовременным оборудованием.

Симоне Манчини, глава реставрационного отдела музея, рассказывает, что сейчас завершается этап всестороннего анализа и по его результатам реставраторы наметят следующие шаги. Он уверен, что им удастся стабилизировать состояние картины настолько, чтобы ее можно было впервые экспонировать уже в 2025 году. «Мы собираемся поднять вокруг этого некоторую шумиху», — говорит Брейди.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+