18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ружья, вазы, сапоги: предметы с картин Репина шагнули с холста в реальный мир

Большая палитра. Конец XIX- начало XX вв.  Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Большая палитра. Конец XIX- начало XX вв.
Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В год празднования 180-летия со дня рождения Ильи Репина Музей Академии художеств представляет выставку «Репин. Детали», которая позволяет познакомиться с внутренним миром художника через мир материальный

Предметы декоративно-прикладного искусства, оружие, мебель из собрания Музея-усадьбы «Пенаты» и Музея-заповедника «Абрамцево» рядом с живописными полотнами, скульптурой и графикой позволяют заглянуть на творческую кухню художника. А еще познакомиться с Репиным-коллекционером, собиравшим предметы быта и костюма, изображения которых он потом использовал в своих работах.

Илья Репин. «Вера и Надя. Портрет дочерей». 1877.  Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Илья Репин. «Вера и Надя. Портрет дочерей». 1877.
Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

В проекте принимают участие Русский музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Нижегородский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и Национальный художественный музей Республики Беларусь.

«У нас сохранилось много мемориальных предметов, так что такую выставку могли сделать только мы», — с заслуженной гордостью говорит Вера Ловягина, хранитель фонда и экспозиции Музея-усадьбы «Пенаты», куратор выставки.

Ружьё фитильное с сохой. XVIII в.  Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Ружьё фитильное с сохой. XVIII в.
Фото: Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Экспозиция занимает два парадных зала Академии художеств. В Рафаэлевском зале представлена инсталляция, в которой использованы оригиналы и копии семи известнейших монументальных работ художника и реальные предметы мебели, костюмы, оружие, которые Репин подобрал специально для этих произведений. Из воспоминаний художника и материалов исследователей известно, что он тщательно готовился к написанию картин: изучал специальную литературу, консультировался с историками, этнографами. В коллекции «Пенатов» хранятся, например, свита (верхняя одежда запорожцев), бандура, фитильное ружье, сабли, изображенные на полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Их можно увидеть на выставке вместе с мавританским стулом с картины «Негритянка», расписанными собственноручно Репиным сафьяновыми сапогами с ног сына Ивана Грозного и многими другими предметами.

Илья Репин. «Портрет С.Ф. Мамонтовой». 1879.  Фото: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Илья Репин. «Портрет С.Ф. Мамонтовой». 1879.
Фото: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Экспозиция Тициановского зала напомнит об интерьерах «Пенатов» (с ноября усадьба закрыта на комплексную реставрацию, которая продлится минимум два года). Здесь можно увидеть мемориальные вещи: кисти, одежду, вазы. Все предметы сопровождает детальная информация об истории их бытования в семье художника. Впервые за почти полвека посетители смогут увидеть посмертную маску Репина и слепки с его рук. Здесь же представлен деревянный ларчик-подголовник, вырезанный в подарок ему мастерами из Абрамцева. После того как в 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов трижды ударил ножом картину «Иван Грозный и сын его Иван…», художнику пришлось фактически переписать лица персонажей. Репин тогда получил множество писем поддержки и сочувствия, которые хранил в абрамцевском ларце.

Музей Академии художеств
«Репин. Детали»
До 29 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+