18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького

Здание дирекции Парка Горького со стороны штаб-квартиры музея «Гараж». Фото: Юрий Пальмин/Бюро FORM
Здание дирекции Парка Горького со стороны штаб-квартиры музея «Гараж».
Фото: Юрий Пальмин/Бюро FORM

Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита

Ударными в прямом смысле слова темпами всего за пару дней уничтожено историческое здание дирекции московского Центрального парка культуры и отдыха им. М.Горького, находившееся на Крымском Валу справа от центрального входа. По мнению мэрии Москвы, оно мешало проходу граждан к набережной и находилось в аварийном состоянии. Здесь в скором времени будут оборудованы зоны торговли и общепита, а также открыт «многофункциональный зал для мероприятий и кинопоказов». «Одной из основных причин решения о демонтаже стало ветхое состояние части несущих конструкций — в начале 1942-го здание было повреждено авиабомбой и длительное время находилось в неудовлетворительном состоянии», — прокомментировала снос директор Парка Горького Елена Лупина.

Здание имело весьма насыщенную судьбу и многократно перестраивалось. В конце XIX века братья Бромлей построили здесь судоремонтный цех, который в 1923 году архитекторами Алексеем Щусевым и Андреем Снигарёвым был переоборудован в Кустарный павильон Всероссийской выставки.

Здание дирекции Парка Горького с Крымского Вала. 1950-е годы. Фото: Борис Косарев/Департамент культуры Москвы
Здание дирекции Парка Горького с Крымского Вала. 1950-е годы.
Фото: Борис Косарев/Департамент культуры Москвы

В 1930 году здание вновь перестроили для нужд администрации парка по проекту архитекторов Эль Лисицкого и Любови Залесской. Также был оборудован звуковой кинотеатр на 1,5 тыс. зрителей, мебель для которого разработал бразильский архитектор Родриго Дакоста, а фасады оформляли художники-конструктивисты братья Стенберги. Во время войны зрительный зал был полностью разрушен попаданием авиабомбы, однако каркас и стены здания устояли.

В 2012–2017 годах по проекту бюро Form (архитектор Ольга Трейвас и другие) была проведена бережная реставрация части здания для штаб-квартиры музея «Гараж». В ходе работ были раскрыты ранее заложенные окна и заменен деревянный каркас кровли. Как нам рассказали в музее, сейчас рабочие места для сотрудников «Гаража» оборудованы в различных его пространствах.

Штаб-квартира музея «Гараж», занимавшая часть здания дирекции Парка Горького и отреставрированная по проекту бюро Form в 2012–2017 годах. Фото: Юрий Пальмин/Бюро Form
Штаб-квартира музея «Гараж», занимавшая часть здания дирекции Парка Горького и отреставрированная по проекту бюро Form в 2012–2017 годах.
Фото: Юрий Пальмин/Бюро Form

Также в конце 2010-х бюро Kleinewelt Architekten был разработан проект реконструкции кинотеатра, а позднее архитектор Дэвид Чипперфилд представил документацию для оборудования синематеки «Гаража» с тремя кинозалами и выставочным пространством для видеоискусства. Однако оба проекта городу не пригодились.

Так комментирует снос проект «1931», специализирующийся на советском авангарде: «Примечательно, что здания, пострадавшие во время Великой Отечественной войны, всегда считались домами-героями, реставрировались, в том числе из состояния полуруины, таких немало в Петербурге. Совсем небольшая поврежденная часть здания управления парка, которая сохранялась как рана времен войны, была уникальным памятником для города. Она могла быть законсервирована и стала бы просто находкой для современного проекта, чувствительного к человеческой памяти и истории места. Но именно сейчас, к 80-летию… Победы, в Москве это героическое наследие было уничтожено».

По их же информации, градозащитники трижды подавали заявку на признание здания памятником, но получили отказ, «несмотря на архитектуру с первыми именами и детально изученную историю». В то же время у дома был статус ценного градоформирующего объекта, однако никаких общественных слушаний и дискуссий организовано не было.

Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького. Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького. Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького.
Фото: Портал мэра и Правительства Москвы
Проектное решение нового общественного пространства на месте снесенного здания дирекции Парка Горького.
Фото: Портал мэра и Правительства Москвы

Также профессиональное сообщество в ответ на обнародованные проектные решения нового здания недоумевает, «почему вялое подражание Центру Помпиду» (проект Ричарда Роджерса, Ренцо Пьяно и других, 1977) преподносится как «сохранение архитектуры конструктивизма».

К вечеру 16 января 2025 года здание дирекции Парка Горького было окончательно снесено. Фото: Татьяна Гамалей
К вечеру 16 января 2025 года здание дирекции Парка Горького было окончательно снесено.
Фото: Татьяна Гамалей

Напомним, что на Пушкинской набережной в Парке Горького, между Крымским и Андреевским мостами, в непосредственной близости от снесенного накануне здания, в последние месяцы идет грандиозное строительство, и уже сейчас прекрасно видны контуры новых павильонов числом в два десятка, которые образуют так называемые тематические кварталы: «Визуальные искусства», «Двор резидентов», «Событийная площадь», «Семейная гостиная» и «Гастрономический квартал».

Преобразования организацией этой зоны не заканчиваются — в парке и на территории Нескучного сада и заказника «Воробьевы горы» появятся места для пляжного отдыха, развлекательный комплекс и всесезонный спортивный комплекс.

«Популярность Парка Горького растет год от года. Существующей инфраструктуры уже не хватает, а у части объектов благоустройства подходит к концу межремонтный срок. Поэтому развитие парка продолжается», — объясняют в мэрии необходимость строек.

Работы разбили на три этапа, последний из которых планируется завершить в 2026 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+