18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Александр Лабас: впереди прогресса, но в стороне от борьбы

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Предстоящее 125-летие художника отмечено показом в Новом Иерусалиме наиболее известных и важных произведений, созданных Лабасом на творческом пике, в 1920–1930-е годы, но представлена и подборка более поздних вещей

В те времена, когда еще было принято спорить об искусстве, нередко использовалась формулировка «история рассудит». Мол, наши сегодняшние аргументы пока слишком умозрительны и гипотетичны и только грядущее способно расставить все по местам. С точки зрения полемики прием не блестящий, надо признать, но возразить тут нечего. И если говорить о творческом наследии Александра Лабаса (1900–1983), то можно уверенно утверждать: история уже все рассудила. Правда, понадобилось почти полвека забвения, чтобы это стало окончательно понятно и даже очевидно.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Теперь живопись Лабаса знакома многим — если не в подлинниках, демонстрируемых музеями, то хотя бы по репродукциям, полиграфическим или виртуальным. Наибольшей популярностью пользуются работы с дирижаблями и самолетами, из-за чего возникло представление, будто этот художник — официально утвержденный певец советского воздухоплавания. Что, конечно, не соответствует действительности: никто Лабаса «ответственным за летательные аппараты» не назначал и госзаказов на эту тему ему не выдавал. Хотя бывали у него и заказные работы: он не раз брался за оформление выставок, создание диорам, сценографию для театра. А вот самолеты с дирижаблями, да и вообще сюжеты большинства станковых произведений живописи и графики — его собственная инициатива, с начальством не согласованная.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Александра Лабаса относят к представителям авангарда, и во многом это оправданно, хотя есть немаловажный аспект. Если большинство авангардистов были нацелены на создание «проекта будущего», то для Лабаса более важным представлялся сугубо живописный и ощутимо эмоциональный образ этого будущего.

Он учился и позднее преподавал во ВХУТЕМАСе, водил знакомство чуть ли не со всеми действующими лицами столичной художественной сцены 1920-х: супрематистами, конструктивистами, проекционистами. Тем не менее беспредметность его не воодушевляла. Казалось бы, единомышленников он смог обрести в Обществе художников-станковистов (ОСТ), однако не нужно быть профессиональным исследователем, чтобы обнаружить разницу в понимании «нового социалистического искусства» между Лабасом и, например, Дейнекой или Пименовым. Что уж говорить про идейно-эстетический «колхоз», каким стал единый Союз художников!

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Линия Лабаса — отдельная от других, не магистральная и не коллективная по своему генезису. На склоне лет он писал: «Безусловно, что-то совсем новое появляется у меня во сне. Так было и в молодости». Дело, конечно, не только в сновидческой природе его творчества, но и в персональной философии, в особом взгляде на реальность, прогресс и будущее человечества. Тема классовой борьбы никогда не была для него приоритетной; куда больше его занимали вопросы гуманизма, опирающегося на возможности науки и техники. Это отдавало «безыдейностью», и не случайно в середине 1930-х Лабас исчез с авансцены советского искусства и десятки лет существовал на периферии МОСХа. Нет, не существовал — разумеется, работал, продолжая развивать прежние свои установки.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Нынешняя выставка не ретроспектива в привычном смысле слова, зато здесь по-настоящему ударно представлен раннесоветский период. «Показаны почти все основные работы Лабаса из Третьяковки, Пушкинского музея, Русского музея, из музеев Екатеринбурга, Перми и других городов, а также из значимых частных собраний, прежде всего из собраний наследников художника, — рассказал нашему изданию историк искусства, научный консультант выставки Александр Балашов. — Это внушительный корпус произведений самого яркого и важного его периода — 1920–1930-х годов. И что важно, выставка все же не о техническом прогрессе — она о человеке и человечности, а еще о метафизике истории». Помимо признанной классики, в экспозицию включена и небольшая подборка более поздних вещей, главным образом тех, что особенно явственно перекликаются с ранними.

Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» в Новом Иерусалиме.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Три зала экспозиции (куратор Ксения Новохатько) — «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость» — вместили полторы сотни произведений. Архитектурная концепция выставки, предложенная трио петербургских театральных художников — Яной Глушанок, Эмилем Капелюшем, Юрием Сучковым, не в последнюю очередь подразумевала конструктивные особенности дирижабля.

Лабас, повторимся, сегодня известен; его большие ретроспективные выставки проходили в 2011 году в Третьяковке и в 2012-м — в Русском музее. Вроде бы недавно, а на самом деле давно. «Выросло поколение, которое тех выставок не видело, — отмечает племянница художника, председатель Лабас-фонда Ольга Бескина-Лабас. — Надеюсь, что и этим зрителям сейчас будет интересно. Я вижу, как сбывается то, о чем говорил Александр Лабас: „Через 50 и даже 100 лет мое творчество зазвучит еще ярче и сильнее“».

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+