18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей «Царицыно» назначает встречу в Казани

Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.  Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан
Архивная фотография. Интерьер татарского дома конца XIX века.
Фото: Из собрания Национального музея Республики Татарстан

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» идет выставка о казанских татарах: об их истории, ремеслах, духовной жизни — обо всем том, что делает их единой нацией

«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» рассказывает о Казани как о промышленном и культурном центре Поволжья и неуловимо напоминает по духу кадры старой киноленты, всегда немного убыстренной и оживленной. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала на выставке коллекцию историй о татарах, живших на рубеже XIX–XX столетий. У выставки десять залов-разделов, названных татарскими словами-понятиями (например, «Милләт/Нация», «Ана теле/Язык матери», «Гүзәллек/Красота» или «Иман/Вера»). Так же и предметы в залах не сосредоточены на конкретном промысле — кожевенном деле, ткачестве или ювелирном искусстве, а выхватывают целые кусочки жизни. В основном дело происходит в богатом и шумном городе конца XIX — начала ХХ века, где много мастерских и живет огромное количество людей. Именно в это время татарская интеллигенция начала говорить о происхождении своего народа и об определении татар как нации. Историк и богослов Шигабутдин Марджани предложил использовать самоназвание «татары». Но что делает татарина татарином? На этот вопрос и отвечает выставка.

М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.  Фото: из собрания Фонда Марджани
М. Г. Кадыров. «Хиджазская железная дорога». Типо-Литография торгового дома «Братья Каримовы» в Казани. 1909.
Фото: из собрания Фонда Марджани

Казань стала крупнейшим центром искусства и ремесел еще во времена Золотой Орды. Этому подтверждение — изысканные предметы из металла и керамики в первом зале. С падением Казанского ханства ремесла не исчезают, а перемещаются в деревни, где сохраняются на протяжении двух с половиной столетий — чтобы в XIX веке вернуться в город и снова расцвести. Оказались сохранены и технологии, и орнаменты, в основном асимметричные и растительные (для татар, как рассказывают организаторы выставки, чрезвычайно важны преемственность и почитание традиций).

И вот «наше все» для татарина — сапожное дело — сделало в XIX веке Казань знаменитой не только в купеческой Москве, но и за рубежом. Мягкие узорные сапожки кроили в городе, потом отсылали в деревни, где женщины их украшали аппликацией, затем возвращали в город, где к ним крепили подошвы. После этого обувь отправляли на Нижегородскую ярмарку, на Кавказ, в Персию. Купцы-кожевенники заседали в городской думе, строили мечети, способствовали появлению медресе и типографий. Это, условно, мужской мир.

Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.  Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Ирина Васильева. Брошь «Яка-Чылбыры». 2002.
Фото: из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

Женский мир — деревня, дети, дом предков, вышивка и ткачество. К концу XIX века традиционная одежда заметно европеизировалась, однако сохранила несколько принципиально важных деталей. Это в первую очередь головные уборы — мужская тюбетейка и женский калфак. Они украшались вышивкой шелком, золотом, драгоценными камнями. Старинные приемы и мотивы сохраняли и произведения казанских ювелиров: нагрудник «изю», браслеты, серьги, накосники, которые оберегали своих обладательниц.

Соединение глубокой веры, почитания традиций, образованности и даже эмансипации отмечает продвинутое казанское общество. На рубеже XIX–XX столетий здесь печатается множество книг, религиозные наставления, учебники, прописи, сочинения средневековых авторов, песенники — их образцы представлены в зале, посвященном знаниям. В первое десятилетие ХХ века на татарском языке выходило несколько десятков газет. И хотя более осторожные горожане просили богословов растолковать, допустимо ли мусульманину слушать музыку или ездить на автомобиле, в городе были и аптеки, и кинематограф. В 1909 году Фатиха Ахитова открыла в Казани женскую школу, где девушки получали и образование, и профессию. В школе преподавала Сара Шакулова, первая татарская женщина-математик, окончившая Сорбонну.

Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.  Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан
Бляха. Российская империя, Казанская губерния. XIX в.
Фото: из собрания Национального музея Республики Татарстан

Воплощением духа татарского общества можно считать шамаиль. Это особый вид исламского искусства, в котором священный текст, строки из Корана, написаны каллиграфией и дополнены изображениями. Шамаили писали масляными красками на стекле, подложив блестящую фольгу, или печатали. «Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай» — эти слова пророка Мухаммеда выведены на шамаиле 1900-х годов. Интересно, что в зале с шамаилями можно найти и современные произведения в этом жанре. О традициях, живых в современной культуре, рассказывает видео, сделанное подростками — участниками творческой лаборатории, посвященной фольклору, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой.

Экспонаты на выставку в «Царицыно» собраны из государственных музеев Татарстана, Москвы и Петербурга, благотворительного Фонда Марджани и частных коллекций.

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
«Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+