18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Франц Марк, свидетель и выразитель «пламенеющего страдания»

Франц Марк. «Судьбы животных (Деревья показывают свои кольца, животные — свои вены)». 1913. Фото: Kunstmuseum Basel
Франц Марк. «Судьбы животных (Деревья показывают свои кольца, животные — свои вены)». 1913.
Фото: Kunstmuseum Basel
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Вышла вторая часть «Трилогии трех полотен», задуманной американским писателем, философом и арт-критиком Морганом Мейсом. На этот раз автор выискивает глубинные смыслы знаменитой картины «Судьба животных», попутно постигая мировоззрение художника

Почему Морган Мейс решил назвать серию своих книг именно трилогией, отчасти понятно — вернее, становится понятно с появлением второй книги (третья, кажется, еще не дописана). Эти тексты объединены общим стилем письма и манерой рассуждения, а еще видна преемственность концепции: отправной точкой повествования каждый раз становится одно произведение живописи, запускающее цепную реакцию культурологического и философского свойства. Итак, для самого Мейса это трилогия, но читателю все же сообщим, что никакой сюжетной связи между частями нет и знакомиться с ними можно в любом порядке.

Хронологически первой в трилогии была книга «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности» (рецензия на нее выходила в The Art Newspaper Russia). В том своем сочинении Мейс назначил главным героем Рубенса, а предметом рассмотрения сделал картину «Пьяный Силен». Во второй части применена та же схема: название «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве» дает понять, что разговор пойдет о самой знаменитой картине немецкого художника Франца Марка (1880–1916). Ну и не только о ней, разумеется.

Морган Мейс. «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве / Пер. с англ. А. Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 240 с.
Морган Мейс. «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве / Пер. с англ. А. Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 240 с.

Полотно «Судьба животных» было написано за год до начала Первой мировой войны, и принято считать, что оно стало предвестием той войны, на которой в числе миллионов других сложил голову и Франц Марк. Эту версию с пророчеством Морган Мейс не то чтобы отвергает, но развивает мысль о том, что пророчество относилось не столько к грядущей войне, сколько к мирозданию в целом.

Среди приведенных аргументов — авторская надпись на обороте холста: «И все сущее — пламенеющее страдание». Мейс выводит ее генезис из древнеиндийских Вед — не напрямую, правда, а через интерпретации Шопенгауэра и Ницше. Так или иначе, «пламенеющее страдание» для Марка — имманентный признак «всего сущего», а вовсе не указание на бедствия войны.

Тут Мейс напоминает, что художники из объединения «Синий всадник», основанного Францем Марком и Василием Кандинским, были сосредоточены на выражении духовного, то есть незримого, но будто бы единственно истинного, содержания бытия.

Для Марка в последние несколько лет его жизни это была идея фикс, затмевающая внешние обстоятельства — только не мировую войну, конечно. На нее он ушел добровольцем и с фронта писал жене Марии: «Мы должны храбро перенести всю тяжесть наших времен; дух сего часа этого стоит». От себя Мейс формулирует вполне определенно: Франц Марк «не был пацифистом». Художник столь глубоко приобщился к вселенской скорби, что мировая бойня уже не казалась ему самым отвратительным из возможных сценариев. Хотя он и в окопах думал о будущем. «Будьте покойны и не тревожьтесь: я вернусь к вам — в этом году война кончится», — сказано в письме от 2 марта 1916 года. Через два дня Франц Марк был убит под Верденом.

Август Макке. «Портрет Франца Марка». 1910. Фото: Wikimedia Commons
Август Макке. «Портрет Франца Марка». 1910.
Фото: Wikimedia Commons

Такова канва сочинения Мейса, которое ничуть не походит на жизнеописание или искусствоведческий трактат. И уж, конечно, это не формат «искусство для чайников». Автор пишет довольно простым языком, но задачу свою видит не в том, чтобы на пальцах объяснить мудреные пассажи из академической литературы. Скорее, наоборот, при всей легкости и даже лихости слога Мейс то и дело усложняет тему, увлекая за собой в интеллектуальные глубины. Или даже бездны.

То, что читателю нравилось в первой книге, наверняка будет нравиться и во второй, хотя повторяемость авторских приемов станет заметнее. Догадываясь об этом, Мейс не забывает подкидывать новые. Например, значительную часть главы XI составляет одно-единственное предложение — огромного размера, на несколько страниц. Вероятно, оно даже длиннее, чем у Джеймса Джойса в «Улиссе», и точно длиннее любого предложения у Льва Толстого и Марселя Пруста. Зачем это Мейсу? Хочется ответить: «по приколу». Без этого явно не обошлось, однако за «приколом» виден и тонкий замысел: таким способом — с модернистской безостановочностью — сообщается самое главное. А чем же еще, если не выражением главного, должны были стать тысячи печатных знаков, помещенные между началом предложения («Если мы хотим всерьез отнестись к Францу Марку как к человеку и как к художнику…») и его концовкой («…в этом был целиком весь смысл, вся задача Франца Марка в искусстве и в жизни — или, по крайней мере, ему так казалось»)? Вроде бы вот он, финал-апофеоз. Но это даже еще не середина книги, и Мейс возвращается к фразам привычной длины, чтобы поделиться своими дальнейшими соображениями. Так строится лабиринт, которого незачем, впрочем, пугаться: сам автор из него и выведет, куда ему надо. Нельзя исключать, что вам надо как раз туда же.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+