18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франц Марк, свидетель и выразитель «пламенеющего страдания»

Франц Марк. «Судьбы животных (Деревья показывают свои кольца, животные — свои вены)». 1913. Фото: Kunstmuseum Basel
Франц Марк. «Судьбы животных (Деревья показывают свои кольца, животные — свои вены)». 1913.
Фото: Kunstmuseum Basel
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Вышла вторая часть «Трилогии трех полотен», задуманной американским писателем, философом и арт-критиком Морганом Мейсом. На этот раз автор выискивает глубинные смыслы знаменитой картины «Судьба животных», попутно постигая мировоззрение художника

Почему Морган Мейс решил назвать серию своих книг именно трилогией, отчасти понятно — вернее, становится понятно с появлением второй книги (третья, кажется, еще не дописана). Эти тексты объединены общим стилем письма и манерой рассуждения, а еще видна преемственность концепции: отправной точкой повествования каждый раз становится одно произведение живописи, запускающее цепную реакцию культурологического и философского свойства. Итак, для самого Мейса это трилогия, но читателю все же сообщим, что никакой сюжетной связи между частями нет и знакомиться с ними можно в любом порядке.

Хронологически первой в трилогии была книга «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности» (рецензия на нее выходила в The Art Newspaper Russia). В том своем сочинении Мейс назначил главным героем Рубенса, а предметом рассмотрения сделал картину «Пьяный Силен». Во второй части применена та же схема: название «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве» дает понять, что разговор пойдет о самой знаменитой картине немецкого художника Франца Марка (1880–1916). Ну и не только о ней, разумеется.

Морган Мейс. «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве / Пер. с англ. А. Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 240 с.
Морган Мейс. «Судьба животных. О лошадях, апокалипсисе и живописи как пророчестве / Пер. с англ. А. Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 240 с.

Полотно «Судьба животных» было написано за год до начала Первой мировой войны, и принято считать, что оно стало предвестием той войны, на которой в числе миллионов других сложил голову и Франц Марк. Эту версию с пророчеством Морган Мейс не то чтобы отвергает, но развивает мысль о том, что пророчество относилось не столько к грядущей войне, сколько к мирозданию в целом.

Среди приведенных аргументов — авторская надпись на обороте холста: «И все сущее — пламенеющее страдание». Мейс выводит ее генезис из древнеиндийских Вед — не напрямую, правда, а через интерпретации Шопенгауэра и Ницше. Так или иначе, «пламенеющее страдание» для Марка — имманентный признак «всего сущего», а вовсе не указание на бедствия войны.

Тут Мейс напоминает, что художники из объединения «Синий всадник», основанного Францем Марком и Василием Кандинским, были сосредоточены на выражении духовного, то есть незримого, но будто бы единственно истинного, содержания бытия.

Для Марка в последние несколько лет его жизни это была идея фикс, затмевающая внешние обстоятельства — только не мировую войну, конечно. На нее он ушел добровольцем и с фронта писал жене Марии: «Мы должны храбро перенести всю тяжесть наших времен; дух сего часа этого стоит». От себя Мейс формулирует вполне определенно: Франц Марк «не был пацифистом». Художник столь глубоко приобщился к вселенской скорби, что мировая бойня уже не казалась ему самым отвратительным из возможных сценариев. Хотя он и в окопах думал о будущем. «Будьте покойны и не тревожьтесь: я вернусь к вам — в этом году война кончится», — сказано в письме от 2 марта 1916 года. Через два дня Франц Марк был убит под Верденом.

Август Макке. «Портрет Франца Марка». 1910. Фото: Wikimedia Commons
Август Макке. «Портрет Франца Марка». 1910.
Фото: Wikimedia Commons

Такова канва сочинения Мейса, которое ничуть не походит на жизнеописание или искусствоведческий трактат. И уж, конечно, это не формат «искусство для чайников». Автор пишет довольно простым языком, но задачу свою видит не в том, чтобы на пальцах объяснить мудреные пассажи из академической литературы. Скорее, наоборот, при всей легкости и даже лихости слога Мейс то и дело усложняет тему, увлекая за собой в интеллектуальные глубины. Или даже бездны.

То, что читателю нравилось в первой книге, наверняка будет нравиться и во второй, хотя повторяемость авторских приемов станет заметнее. Догадываясь об этом, Мейс не забывает подкидывать новые. Например, значительную часть главы XI составляет одно-единственное предложение — огромного размера, на несколько страниц. Вероятно, оно даже длиннее, чем у Джеймса Джойса в «Улиссе», и точно длиннее любого предложения у Льва Толстого и Марселя Пруста. Зачем это Мейсу? Хочется ответить: «по приколу». Без этого явно не обошлось, однако за «приколом» виден и тонкий замысел: таким способом — с модернистской безостановочностью — сообщается самое главное. А чем же еще, если не выражением главного, должны были стать тысячи печатных знаков, помещенные между началом предложения («Если мы хотим всерьез отнестись к Францу Марку как к человеку и как к художнику…») и его концовкой («…в этом был целиком весь смысл, вся задача Франца Марка в искусстве и в жизни — или, по крайней мере, ему так казалось»)? Вроде бы вот он, финал-апофеоз. Но это даже еще не середина книги, и Мейс возвращается к фразам привычной длины, чтобы поделиться своими дальнейшими соображениями. Так строится лабиринт, которого незачем, впрочем, пугаться: сам автор из него и выведет, куда ему надо. Нельзя исключать, что вам надо как раз туда же.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+