18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Временные мосты наводят на выставке-экскурсии «Будущее воспоминаний»

Работа Леонида Тишкова «Облако и веретено» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Работа Леонида Тишкова «Облако и веретено» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

В особняке на Новой Басманной при поддержке MR Group открылась выставка-экскурсия «Будущее воспоминаний», объединившая работы 25 современных художников. По замыслу кураторов, «впечатления от увиденного и услышанного могут повлиять на будущее»

Примечательна история самого дома, построенного в конце XVIII века в стиле классицизм и позднее получившего прозвище «несгораемый», так как он стал одним из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. Поскольку работы современных авторов переплетаются с историей здания, мы попросили москвоведа Олега Фочкина рассказать что-нибудь «самое интересное». А что может быть интереснее любовных интриг? Вот, например, история первого владельца дома, Никиты Никитича Демидова из знаменитой династии промышленников. Его жена Софья Ширяева пошла под венец против своей воли и, несмотря на более чем щедрые подарки: заводы, имения, тысячи крепостных, дважды сбегала от мужа. В первый раз — с князем Хитрово, прихватив с собой украшения и 65 тыс. руб. Эту гигантскую по тем временам сумму любовники умудрились промотать всего за три месяца, да еще и накопить долгов на 30 тыс. руб. Муж простил, принял обратно и погасил кредиты, однако через десять лет Софья повторила побег, уже с другим мужчиной, но по тому же сценарию, вновь взяв деньги и драгоценности. Скандал был на всю Россию, однако Екатерина II, узнав эту историю, очень развеселилась и особых последствий для блудной жены и ее возлюбленного не было.

Зал с работами «Деревянные портреты» Нестора Энгельке и «Летний сад» Александра Шишкина-Хокусая на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Зал с работами «Деревянные портреты» Нестора Энгельке и «Летний сад» Александра Шишкина-Хокусая на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

От неурядиц в семейной жизни Никита Демидов отвлекался обустройством дома, где, правда, почти не жил. После его смерти в начале 1800-х годов владение выкупил известный московский коллекционер Михаил Голицын, чья личная жизнь была без таких крутых виражей, но именно благодаря ему особняк на Новой Басманной прославился своей картинной галереей, которую, по отзывам современников, можно было «назвать Музеем, или Московским Эрмитажем в малом виде: то же разнообразие предметов, тот же вкус ко всему изящному и то же искусство в размещении их». Таким образом, выставка «Будущее воспоминаний» через века возрождает традиции дома и отражает «память места».

Нынешний владелец здания, девелопер MR Group, уже начал реставрационные работы. Так как с конца 1870-х годов и до недавнего времени здесь располагались медучреждения, были демонтированы последствия перепланировки, что позволило обнаружить историческую кирпичную кладку. Некоторые помещения сохранили сводчатые потолки, колонны и лепнину, а очень внимательный зритель может обнаружить на потолке одного из коридоров дно чугунной ванны с дровяным подогревом. В такое довольно сложное пространство, далекое от классического «белого куба», кураторам Кате Бочавар и Марии Салиной удалось очень органично интегрировать произведения современных художников, которые и сами по себе зрелищны, но еще и выгодно подчеркиваются «остатками былой роскоши».

«Тайная вечеря» Феликса Буха на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
«Тайная вечеря» Феликса Буха на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

Например, работа Сергея Катрана «Кристаллы времени» идеально вписана в полукруглое помещение, отделанное белой плиткой. Наполненные водой аквариумы, в которых плавают песочные часы, — это, по замыслу автора, не что иное, как «Комплекс ванн для восстановления кристаллов времени — 12», от которых питается прибор «Колесо времени».

Оригинальным экспозиционным решением было использование лифтовых шахт. В одной из них расположилась световая инсталляция Татьяны Баданиной GATE ∞ — бесконечное пространство «Новой реальности». В другой — ее же работа «Лестница в небо», прозрачная конструкция, символизирующая христианские добродетели, высшие из которых — вера, надежда и любовь. Попытку соединить небо и землю также можно уловить в инсталляции Леонида Тишкова «Облако и веретено», посвященной стихотворению осетинского поэта Коста Хетагурова «Безумный пастух». По словам искусствоведа Виталия Пацюкова, «веретено, голос художника и недоступное облако, объединенные в инсталляции, предстают как магическая связь наших возможностей и неисполненных желаний, через которые просвечивают черты чего-то несказанного, сияющего таинственным светом поэзии Коста Хетагурова».

Инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени на выставке» «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени на выставке» «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

В некогда элегантную, но, как и всё кругом, изрядно обветшавшую нишу очень тонко вписан «Плоский фонтан» Вильгения Мельникова. Издали он повторяет привычные парковые композиции, однако вблизи мы видим нечто совсем иное. Художник использует весьма необычный метод создания скульптур: сначала он надувает объекты, используя воду под высоким давлением, а потом деформирует с помощью различных сил — от гидровзрыва до ковша экскаватора. Таким образом, конечный результат всегда непредсказуем.

В парадном зале, следуя исторической логике, расположились «Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке, знаменитого своей техникой «топорописи», и фанерные скульптуры Александра Шишкина-Хокусая, отражающие грусть автора после реконструкции Летнего сада в Петербурге, в ходе которой оригинальные мраморные изваяния были заменены копиями из полимербетона.

Работы Семена Агроскина из серии «Увидеть и понять» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Работы Семена Агроскина из серии «Увидеть и понять» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

Работа Яна Посадского выполнена из железа в память о легенде, что дом устоял во время пожара 1812 года, так как якобы был обит демидовским железом, эдакий «дом-сейф». Также из металла сделаны таинственные объекты Антона Конюхова и Саши Павловской, окруженные завораживающим сиянием и бликами.

Многие произведения искусства объединяет тема отсутствия — как будто хозяева дома то ли собирались впопыхах, побросав все как есть, то ли одномоментно исчезли. Вспоминая историю о блудной жене Демидова, кажется, такая сюжетная линия весьма логична. На огромных, выполненных в духе итальянского неореализма холстах Семена Агроскина мы видим странно сервированный стол (у одного ряда тарелок из приборов только вилка, а у противоположного — нож) или загадочно приоткрытую дверь, оставляющую зрителя гадать: ушел ли человек, сейчас зайдет, да и вообще человек ли это.

Инсталляция «Хлеб воспоминаний» Серафимы Красниковой на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Инсталляция «Хлеб воспоминаний» Серафимы Красниковой на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

Схожа по интонации тотальная инсталляция Ольги и Олега Татаринцевых «Пока кто-то знает», где художники оставили пространство практически неизменным. К стене прислонена стопка дверей, которые, вероятно, хранились на этом месте десятилетиями; повернутый к пыльному окну стул с небрежно накинутой и забытой вещью навевает легкое чувство тоски.

«Персональное пространство» Анны Желудь — лаконичные пространственные рисунки обыденных предметов, лишенных утилитарной функции. На пианино невозможно сыграть, на кровати — выспаться, а тапочки — надеть. Вторит им абсолютно бессмысленный с точки зрения практического применения «Камин-химера» Саши Кокачевой, сделанный из поролона. В своей обычной ироничной манере развивает тему Михаил Рубанков. Его работы — это два ящика. Один — с двумя кирпичами, второй — с топорами. Автор предлагает «при необходимости разбить стекло топором № 2» и извлечь топор № 1. Та же история и с кирпичами.

Работа Яна Посадского «Алешенька» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.  Фото: MR Group
Работа Яна Посадского «Алешенька» на выставке «Будущее воспоминаний» в особняке Демидова на Новой Басманной.
Фото: MR Group

Благодаря кураторской работе, несмотря на разнообразие художников, материалов и техник, пространство и его наполнение создают целостное впечатление и настроение, тонко подчеркивающее связь времен.

Посетить особняк можно абсолютно бесплатно, но так как это выставка-экскурсия, то необходима регистрация на сайте проекта.

Особняк на Новой Басманной
«Будущее воспоминаний»
До 31 мая

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+