18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы

На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге 7–8 декабря проходит праздник — Дни Эрмитажа. В этом году музей отмечает 260-летие. Немецкий романтик Каспар Давид Фридрих (1774–1840) на десять лет младше. Но дело не в круглых датах. Для России Фридрих — свой художник. Именно об этом выставочный блокбастер, объединивший более 200 экспонатов. Картины, рисунки, мемориальные предметы, уникальные документы из 14 отечественных музеев и библиотек — здесь и сам Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Российская национальная библиотека, Пушкинский Дом, а еще московский Государственный музей А.С.Пушкина, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Кураторы проекта Михаил Дединкин и Александра Коншакова собрали если не всех, то почти всех «фридрихов», которые хранятся в России. Это 11 картин и 16 рисунков — самое большое за пределами Германии представительство классика. Такого подарка публике не делали с 2021 года, когда на выставку «Мечты о свободе» в Третьяковке приехали 13 работ Фридриха, в том числе семь — из немецких музеев.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вознесение художника в пантеон мирового искусства после полувека забвения началось с берлинской персональной выставки 1906 года. Пожар Стеклянного дворца в Мюнхене, уничтоживший в 1931 году ряд работ Фридриха, уже тогда воспринимался как культурная катастрофа.

Белая Роза и «дядька чертей»

Выставка «Ландшафт души» вращается вокруг трех имен: это сам Каспар Давид Фридрих, императрица Александра Федоровна (она же принцесса Шарлотта Прусская) и Василий Жуковский, по его собственным словам, «родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских». Сюжетная линия, соединившая этих троих, в кратком изложении выглядит так. В 1817 году прусская принцесса приехала в Петербург, чтобы стать женой великого князя Николая Павловича. Она привезла с собой культ рыцарства в его романтическом изводе. Позже этот культ породил костюмированные рыцарские турниры и маскарады «Волшебство Белой Розы». Белая Роза — так в честь героини рыцарского романа называли Шарлотту родные. Учить ее русскому языку поручили Жуковскому.

В 1824 году Николай Павлович посетил мастерскую Фридриха и приобрел, предположительно, «Восход луны над морем» и «Утро в горах». Когда была куплена картина «На паруснике», автопортрет Фридриха с молодой женой Каролиной во время их свадебного путешествия, пока не выяснено.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Жуковский познакомился с Фридрихом в 1821-м. Два романтика подружились на всю жизнь. До последних дней художника поэт продолжал покупать его картины и рисунки — как для императрицы, так и для себя. Этим он сильно поддержал мастера, который после инсульта уже не мог писать маслом. В марте 1840 года, за два месяца до смерти Фрид­риха, друзья виделись в последний раз. В дневнике Жуковский отметил: «Пребывание в Дрездене. Выбор рисунков для великого князя». Речь шла об Александре Николаевиче, будущем Александре II. Для него были приобретены сепии «Сова в готическом окне», «Летящий филин», «Лодка на берегу» и «Окно мастерской».

В 1860 году Александра Федоровна умерла. Вскоре после этого художественное собрание императрицы в полном составе поступило в коллекцию Эрмитажа, в том числе картины Каспара Давида Фридриха.

Мост через бездну

Кураторы выстроили экспозицию в Николаевском зале Зимнего дворца в виде трех линий. В центре — «Фридрих», слева — «Александра Федоровна», справа — «Жуковский и его современники». Публике предоставляется возможность совершать путешествие как вдоль линий, так и между ними, ища метафоры, рифмы и переклички.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Чтобы работы камерного формата эффектно смотрелись в самом большом зале Эрмитажа, архитектор выставки Максим Атаянц придумал систему перспективных порталов, в которых картины и рисунки Фридриха кажутся больше, чем на самом деле. Чем не романтическое решение! В том же духе, «горными уступами», расположены две другие линии экспозиции.

Эпиграфом к выставке кураторы выбрали благопожелание Фридриха, которое он оставил в альбоме Жуковского: «Не человек дан человеку в качестве образца для подражания. Божественное и бесконечное — вот его цель. К величайшему, великолепнейшему следует стремиться, если желаешь обрести прекрасное».

Специально сделанные переводы стихотворений Фридриха «Вечер» и «Наклоняясь к глади вод, солнце нежно к морю льнет», а также программное романтическое произведение Василия Жуковского «Горная дорога» встроены в визуальный ряд. У поэта есть такие строки: «Там мост через бездну отважной дугой / С скалы на скалу перегнулся; / Не смертною был он поставлен рукой — / Кто смертный к нему бы коснулся?»

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

По романтическим лекалам

Помимо всего эрмитажного Фридриха, в «Ландшафте души» показаны, в частности, картина «Горный пейзаж» из Пушкинского музея и впервые два рисунка оттуда же — «Пейзаж с воротами» и «Пейзаж с парусниками» из так называемого перемещенного искусства.

Одна гуашь, «Решетка и двери на кладбище», прибыла из Радищевского музея. Она происходит из коллекции еще одного наставника цесаревича Александра, Семена Юрьéвича, у которого было поместье в Саратовской губернии.

Другое полотно из собрания ГМИИ им. А.С.Пуш­ки­на, «Василий Жуковский и братья Александр и Сергей Тургеневы», стало центром проекта. Это единственная картина Фридриха, про которую точно известно: она находилась в собрании поэта, позже рассеянном по миру. Художник изобразил на берегу Эльбы Жуковского в сюртуке, братьев — в плащах-накидках. Вероятно, Александр Тургенев, заказчик полотна в подарок Жуковскому, научил Фридриха встроить в ажурную решетку Брюлевой террасы слова кириллицей «Василий Жуковский», как дружеское посвящение, и число «30 июля», как дату отправки заказа в Россию.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Еще одна важная глава про Фридриха и его русских поклонников — переписка с Жуковским по поводу заказа нравоучительных картин для наследника престола на темы возвышения души с помощью музыки. В ответ художник прислал четыре транспарентных рисунка и приложил подробную инструкцию, как их рассматривать. Эти работы акварелью на промасленной бумаге не имели шансов спастись в пожаре 1837 года. Но в европейских музеях сохранились эскизы. Студенты из Репинской академии создали работы по мотивам Фридриха. Они представлены наряду с транспарентами других авторов начала XIX века.

Русский раздел разнообразен и неизменно романтичен. Тут и знаменитый портрет молодого Жуковского кисти Ореста Кипренского, и «Вид на Волге, близ села Красновидова» Никанора Чернецова, и его же пейзаж «Дарьяльское ущелье», подаренный Пушкину, и акварельные портреты братьев Тургеневых, нарисованные Петром Соколовым. «Остров Валаам при закате солнца» принадлежит Антону Иванову-Голубому. Михаил Лермонтов представлен двумя кавказскими пейзажами, художник Максим Воробьев — двумя пейзажами петербургскими и известным аллегорическим полотном «Дуб, раздробленный молнией».

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.  Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

На почетном месте — 20 карандашных рисунков Жуковского из итальянских поездок. Рисунки сделаны по романтическим «лекалам» Фридриха — есть там и человек у окна, и крест на фоне гор. На выставке воссоздан вид кабинета Жуковского в Шепелевском доме (сейчас на этом месте находится здание Нового Эрмитажа).

Александра Федоровна представлена в экспозиции подборкой личных вещей: немного «готической» мебели, жестяная коробочка-сувенир в виде яйца, расписанная горными пейзажами, и альбом 1810-х годов с видами родных мест прусской принцессы. 

Государственный Эрмитаж
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+