18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Медузы, циклопы, химеры: античный ужас воцарился в Эрмитаже

Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо. Фото: Государственный Эрмитаж
Бляха круглая с рельефной головой Медузы. Рубеж II–I веков до н.э. Серебро, железо.
Фото: Государственный Эрмитаж
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Древним грекам не позавидуешь: буквально на каждом шагу их подстерегали монстры, один страшнее другого. Выставка в Двенадцатиколонном зале собрала 250 греческих антиков VI века до н.э. — III века н.э. с изображениями чудовищ

Названием проекта кураторы Александр Бутягин и Ольга Горская выбрали строчку из стихотворения Николая Гумилева «Волшебная скрипка», которое стало кредо поэта: служи своей музе даже под страхом смерти.

Монстры, как символы страхов, занимали место в первых рядах безграничного мира образов древних греков. Только визуализация страхов в виде чудовищ, желательно в антропоморфном или зооморфном формате, по убеждениям античных людей, позволяла им, конечно с помощью богов и героев, преодолевать естественное чувство боязни неизвестности и побеждать чудовищ.

Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь. Фото: Государственный Эрмитаж
Щит с гидрой. Около 1560. Милан, Италия. Сталь.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кураторы классифицировали порядка 15 типов монстров. Морякам угрожали дракон Кетос, а также хрестоматийные Сцилла и Харибда. Спасительный берег мог быть не менее опасен: там греков ждали Циклоп и поющие сирены (ужас чужого берега). В сухопутных путешествиях путь им преграждали Сфинкс и грифоны (ужас дальних земель). Лес кишел кентаврами, там правил козлоногий бог Пан. В болотах людей поджидали зловонные гидры. Были и другие разнообразные ужасы — голода (гарпии), божественного запрета (драконы), экзотические для современного человека ужасы мук совести (эринии), а также ужасы чужого города (Минотавр), потери красоты (горгона Медуза), земного огня (Химера), смерти (Цербер).

Все это монструозное многообразие находило отражение в изумительно совершенных произведениях искусства, которым и посвящена выставка. Редкий кратер «Орест в храме Аполлона в Дельфах» изображает эриний — чернокожих богинь мести в белых хитонах. Их нельзя победить, мифологический Орест не может с ними бороться и хочет заколоть себя мечом. Кару он заслужил: убил мать и ее любовника.

К началу эллинской культуры относится килик с архаичным изображением горгоны с монструозными клыками. Расцвет эллинизма — серебряный медальон «Голова горгоны Медузы». Он служил мощнейшим оберегом — воины носили его на шее или украшали им коня.

Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага. Фото: Государственный Эрмитаж
Франц Штук. «Поцелуй сфинкса». Около 1895. Бумага.
Фото: Государственный Эрмитаж

Уникальный килик-билингва имеет чернофигурную и краснофигурную росписи. На нем изображен Минотавр — атлетического вида мужчина с головой молодого быка. Миниатюрному глиняному сосуду для благовоний античный мастер придал форму прекрасной Сфинги (она же — Сфинкс) — женщины с чувственной грудью, орлиными крыльями и телом льва, которая никого не пускает и предлагает игру в загадки с летальным исходом. Бронзовое зеркало украшено фигурой Сциллы с рыбьим хвостом, обросшей собаками, которыми ее наградила из ревности волшебница Кирка. Прекрасная девушка превратилась в чудовище.

За мраморы отвечают скульптуры «Серапис» (у ног одноименного бога подземелья изображен трехголовый пес Цербер) и «Пан и сатир», которая показывает, как козлоногий Пан удаляет занозу сатиру. Пан — бог, максимально приближенный к людям, — не только охранял стада, но и помогал охотникам. Впрочем, исключительно за дары. По сведениям античного поэта Фидима, годились флейта, копье, оленья шкура, яблоки. Все это оставляли в святилищах Пана. Без даров охотника в лесу настигал панический ужас.

Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото. Фото: Государственный Эрмитаж
Браслет со сфинксами. IV век до н.э. Золото.
Фото: Государственный Эрмитаж

Архаичный килик «Кентавр охотится на черепаху» останется в своей витрине, и это хороший повод посмотреть античные залы Эрмитажа. Двадцать пять веков прошло, а изображение легкомысленного гибрида коня и бородатого мужчины выглядит как карикатура из современного журнала.

Кстати, о современности. Она на выставке присутствует в виде акцентов. Один — это скульптура из литой резины «Этюд с натуры» (1984) Луиз Буржуа. Безголовое многогрудое чудовище (символ страхов и фобий современного человека) стало подарком от автора Эрмитажу после «персоналии» в главном российском музее в самом начале XXI века. Другой — картина из собрания Русского музея «Древний ужас» (1908), созданная Леоном Бакстом в год публикации гумилевской «Волшебной скрипки».

Государственный Эрмитаж
«„…Посмотри в глаза чудовищ…“ Мифические олицетворения ужаса в Античности и их победители»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+