18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

На ярмарке |catalog| сделают акцент на новые имена

Ярмарка |catalog|.  Фото: Варвара Топленникова
Ярмарка |catalog|.
Фото: Варвара Топленникова
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В третьей ярмарке |catalog|, которая пройдет с 6 по 8 декабря в историческом здании типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице в Москве, примут участие 55 российских галерей

Каждая из 55 галерей-участниц третьей ярмарки |catalog| должна представить на стенде минимум одного молодого художника.

|catalog| — ярмарка, инициированная Ассоциацией галерей в лице основателей галерей 11.12, a–s–t–r–a, Triumph Александра Шарова, Алины Крюковой, Дмитрия Ханкина и основательницы Центра современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко. По словам организаторов, «каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме».

Ярмарка |catalog|. Фото: Николай Казеев
Ярмарка |catalog|.
Фото: Николай Казеев

В отличие от других ярмарок, в том числе международных, где площадь и расположение стенда зависят от его стоимости и известности галереи, |catalog| практикует новый, более демократичный подход к экспонированию: все участвуют на равных условиях, а места распределяются методом жеребьевки. Так что, будет ли галерея представлена в самой выигрышной локации или на краю географии, зависит лишь от удачи галериста.

Также организаторы не ограничивают количество авторов на стенде (обычно единовременно можно представить не более трех-пяти художников), однако, по концепции, весной институции представляют хедлайнеров-тяжеловесов, а зимой упор делается на новые имена. В списке галерей также довольно много не успевших примелькаться зрителю названий: например, Центр современного искусства № 9, Deep List, Shift.

Предтечей и пробным шаром |catalog| стала прошедшая в декабре 2022 года на «Винзаводе» «Маленькая зимняя ярмарка», прозванная галеристами МЗЯ (к слову, участники очень веселились, когда кто-то предложил назвать следующее мероприятие «Большой летней ярмаркой»). Зимняя ярмарка позволила обкатать все рабочие процессы и масштабировать проект, представив его в декабре 2023 года на новой площадке в центре Москвы.

Ярмарка |catalog|.  Фото: Дмитрий Цой
Ярмарка |catalog|.
Фото: Дмитрий Цой

Здание бывшей типографии Сытина, известное также как Первая образцовая типография, построенное в начале XX века по проекту архитектора Адольфа Эрихсона и при участии инженера Владимира Шухова, до появления там Ассоциации галерей находилось в плачевном состоянии. Несмотря на неоднократные перестройки, дом сохранил облик начала прошлого столетия и является примером промышленной архитектуры того времени. Специально для ярмарки были обновлены коммуникации и интерьеры. В первом выпуске |catalog| приняли участие более 30 галерей, занявших анфиладу нижнего этажа. Ярмарка была благосклонно встречена и ключевыми игроками арт-рынка, и широкой публикой. Многие отмечали, что, вопреки новым тенденциям ярмарок — интегрировать искусство в интерьерный дизайн, проект в типографии продемонстрировал именно срез отечественного совриска.

Там же дебютировал ставший в итоге постоянным специальный проект Fresh Talents, который показывает начинающих художников, пока не представленных крупными галереями. В первом выпуске на стенде демонстрировались работы студентов «Открытых студий» «Винзавода», во втором — «Свободных мастерских» ММОМА. В этом году выборку свежих талантов представит Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко.

Отмечается, что многие произведения со стенда Fresh Talents по итогам двух ярмарок попали как в частные собрания именитых коллекционеров, так и в музейные институции. Куратором традиционно выступает заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея Анна Зайцева, стоявшая у истоков проекта.

Ярмарка |catalog|.  Фото: Дмитрий Цой
Ярмарка |catalog|.
Фото: Дмитрий Цой

Второй выпуск ярмарки весной этого года был еще более репрезентативен. Он занял два этажа, в нем участвовали 54 галереи с работами более 200 художников, среди которых Гаянэ Аветисян, Дмитрий Врубель, Владимир Дубосарский, Комар и Меламид, Ирина Корина, Катя Муромцева, Слава Нестеров, Гоша Острецов, Александр Повзнер, Саша Пучкова, Айдан Салахова, Валерий Чтак и многие другие. По информации пресс-службы, за четыре дня работы ярмарку посетило более 10 тыс. человек, а подавляющее большинство галерей (50 из 54) совершили продажи и в среднем каждая галерея-участница заключила от 5 до 12 сделок.

В целом динамика роста как столичного, так и регионального арт-рынка вселяет оптимизм во всех участников процесса. Появляется все больше начинающих коллекционеров — и совсем юных, и зрелого возраста, а количество ярмарок растет в геометрической прогрессии. Помимо |catalog|, за последние два года уже дважды с успехом прошли крупные новые ярмарки в регионах — «Контур» в Нижнем Новгороде и 1703 в Санкт-Петербурге, а этим летом дебютировала первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair в Красноярске.

Просветительская программа |catalog| включает ряд лекций и дискуссий о сотрудничестве бизнеса и искусства, принципах и проблемах ценообразования и культуре коллекционирования. А в рамках проекта Cinematica композитор Глеб Андрианов подготовил специальные плейлисты для каждого дня, демонстрирующие новый формат интеграции музыки в жизнь ярмарки.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+