18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вспомнить все: 17 лет истории «Винзавода» на выставке «НИИ Архив. Ремонтаж»

Татьяна Ахметгалиева. Декоративное художественное панно из серии «Стадия куколки». 2009. Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод
Татьяна Ахметгалиева. Декоративное художественное панно из серии «Стадия куколки». 2009.
Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод

В ЦСИ «Винзавод» проходит выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», включающая в себя коллекцию современного искусства фонда «Винзавод», редкие каталоги, фото- и видеодокументацию, а также множество других артефактов, оставшихся от громких проектов 2000–2010-х годов

Экспозиция «НИИ Архив. Ремонтаж» под кураторством искусствоведа Ирины Горловой — это первый проект нового направления деятельности Центра современного искусства «Винзавод» — НИИ Архив (Наука Искусство Исследование Архив). В дань уважения истории этого места для названия куратор заимствовала термин из виноделия — ремонтаж. Это процесс, в ходе которого виноматериал из нижней части емкости перемещается в верхнюю. Также и «НИИ Архив. Ремонтаж» поднимает материалы прошлого на поверхность, обнажая обычно скрытые от зрителя процессы архивации и работы с источниками.

Выставка состоит из десяти разделов, иллюстрирующих главные события и ключевые проекты, осуществленные за 17-летнюю историю «Винзавода»: «Эпохальные выставки», «Новые имена», «Комикс как искусство», «Арт-рынок и горизонтальные связи», «Уличное искусство», «Образовательные программы», «Регионы + международная деятельность», «Наука и искусство», «Видео как искусство», «Современная фотография Best of Russia».

Кирилл Кто. «Без названия». 2024. Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод
Кирилл Кто. «Без названия». 2024.
Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод

Первое, что бросается в глаза, — рукописная работа легенды отечественного стрит-арта Кирилла Кто (Лебедева), стоявшего у истоков проекта «Стена» и участвовавшего в первом выпуске фестиваля «Винзавод. Граффити» в 2016 году. История эмоционально повествует о его личной хронологии знакомства и взаимодействия с пространством. Даже совсем далекие от современного искусства люди, хоть раз побывавшие в Москве, непременно видели, но не замечали уличные произведения художника — вырезанные глаза на сетках, затягивающих фасады ремонтируемых зданий. Также он известен работами с забавными цитатами и мемами, выполненными его особым, фирменным шрифтом.

Противоположную стену занимает раздел «Новые имена», где собраны первые произведения известных сейчас художников, чье становление и развитие происходило в пространствах «Винзавода» в рамках ныне закрытого проекта «Старт» и вполне бодрых «Открытых студий».

Ульяна Подкорытова в своих произведениях развивает собственный иронический художественный язык «косизма» (по аналогии с популярным сейчас понятием «русский космизм»). Она не боится использовать нарочито «лапотные» символы: березки, медвежьи лапы и, конечно, косы. По словам самой художницы, «психологически отделаться от русской традиции с таким фольклорным именем — Ульяна Подкорытова — уже никогда не получится». Самым на настоящий момент большим и запоминающимся произведением Подкорытовой стала 30-метровая коса «Косандра», которую носили наподобие китайского дракона на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце.

Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» в ЦСИ «Винзавод». Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» в ЦСИ «Винзавод».
Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод

Уроженка Кемерова Татьяна Ахметгалиева часто обращается к образу матери-Сибири. Произведение из серии «Стадия куколки» — внушительных размеров вышивка с изображением красных фигур и лежащие на полу гигантские клубки. Художница использует нить как своеобразную метафору связующего элемента жизни, природы и человека.

Слава Нестеров родом с Урала. В своей художественной практике он исследует корреляции между материальностью, экономикой и технологиями. «Используя органические и неорганические материалы, найденные объекты и предметы массового производства, я изучаю случаи, когда непознанное становится явным и познаваемым», — говорит художник. В его причудливой и жутковатой зооморфной работе «Без названия» можно найти неочевидные отсылки к знаменитому пермскому звериному стилю (бронзовые фигурки средневековой цивилизации Урала).

Работу «Олень» Евгения Антуфьева кто-то из посетителей задумчиво прокомментировал: «Чей-то обманутый муж повесился…» Художник также родился в отдаленном регионе — Республике Туве, герметичном, окруженном горами пространстве, где, как он говорит, «все энергии более медленные, старые». Для автора это символ защищенности, возможность спрятаться в защитном поле, свернуться в позу эмбриона. «Кажется, что если правильно все сложить, то что-то обязательно произойдет... И все тогда сложится правильно и в жизни, и вообще... Нужно только правильно все собрать и разложить…» — рассказывает о своем видении художник.

Сергей Бояринцев. «Второй объект». 2021–2022.  Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод
Сергей Бояринцев. «Второй объект». 2021–2022.
Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод

Художница Vivato Ека много работает с темами семейного прошлого. Трогательные фотопортреты «Бабушка в красном платке» также иллюстрируют личную историю. «Моя бабушка всю сознательную жизнь прожила в небольшом селе. Там даже сейчас нет магазинов с одеждой — только с продуктами. Выбор одежды ограничивается тем, что привозят на утренний рынок по средам. Но даже в этих условиях моей бабушке удается сохранять и транслировать свой индивидуальный стиль. Она любит цветочные орнаменты, яркие цвета, особенно красный. Я рада, что сейчас она может носить его. Потому что когда-то ей сильно досталось за любовь к красному: мой ныне покойный дед не поощрял яркость, один раз даже изрезал новое красное пальто, которое бабушке каким-то образом удалось достать. Когда я попросила бабушку одеться для фото, мне особенно понравился ее красный платок».

В разделе «Эпохальные выставки» впервые представлены материалы грандиозных проектов «Верю!» под кураторством Олега Кулика, «Московской ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых, персональных выставок Александра Бродского и Ирины Наховой, Международного фестиваля комиксов «КомМиссия». В углу неприметно располагается «Комната отзывов» на «Московскую ретроспективу», где почерком Ильи Кабакова воспроизведены оценки посетителей инсталляций «Туалет» и «Жизнь мух», показанных на «Винзаводе» в далеком 2008 году.

Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» в ЦСИ «Винзавод». Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод
Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» в ЦСИ «Винзавод».
Фото: Денис Лапшин/ЦСИ Винзавод

В центре зала находится прозрачная ротонда с экранами. По мнению архитектора выставки Константина Ларина, «это энергетический центр всей экспозиции. Не просто телевизоры с фото, а специальное пространство лаборатории, информационный блок для бесконечного, вневременного исследования. Витрины, ротонда, библиотека — это все как день открытых дверей в лаборатории, где можно безопасно изучать, смотреть, чем занимаются эти самые архивисты».

В рамках выставки планируется просветительская программа, включающая встречи, дискуссии и круглые столы с художниками, кураторами, искусствоведами.

Центр современного искусства «Винзавод», Цех красного
«НИИ Архив. Ремонтаж»
До 19 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+