18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Четыре имени и океан экстравагантности Тамары Лемпицкой

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Ретроспектива таинственной польской художницы в Сан-Франциско состоит из четырех глав, каждая посвящена одному из имен Тамары Лемпицкой и соответствующей ему персоне. Предисловие к каталогу написала звезда Голливуда

Идея выставки Тамары Лемпицкой (1894–1980) родилась после того, как три года назад Музей де Янга приобрел на аукционе портрет дочери художницы, Кизетт, выполненный в 1937 году. Картина стала первым произведением Лемпицкой, купленным в коллекцию американского музея, и сейчас она экспонируется впервые. В роли сокураторов выставки выступили исследователь творчества художницы Джойя Мори и сотрудник музея Фурио Ринальди, сыгравший определяющую роль в приобретении работы.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Выставка состоит из четырех глав, каждая из которых посвящена одному из имен и соответствующей ему персоне: за свою жизнь художница не раз меняла их. Во-первых, Тамара Роза Гурвиц. Совсем недавно выяснилось, что это ее имя, полученное при рождении (а не Мария Гурвич-Гурская), которое семья скрывала, опасаясь антисемитских настроений, царивших в Восточной Европе. Во-вторых, мсье Лемпицки. В Париже в начале 1920-х художница подписывала свои работы мужским именем, чтобы ее воспринимали более серьезно. В-третьих, Тамара де Лемпицка. Приставка «де» возникла перед фамилией, чтобы обозначить «аристократический» статус. И наконец, баронесса Куффнер — подпись, которую она использовала после того, как в 1934 году во второй раз вышла замуж и пять лет спустя переехала в США с супругом, бароном Раулем Куффнером.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

Значительную часть экспонатов на выставку предоставил парижский Центр Помпиду, в том числе картину «Девушка в зеленом платье» («Девушка в перчатках») (1930–1931), которая, по словам Ринальди, «не только отражает энигматичность Лемпицкой, но и представляет новый тип женщины, сформировавшийся после Первой мировой войны». Среди других выдающихся экспонатов — «Портрет миссис Буш» (1929) с почти футуристическими небоскребами и «Прекрасная Рафаэла» (1927) — вероятно, самое известное ню одной из подруг художницы, в котором куратор обращает особое внимание на изысканный ракурс.

Помимо картин 1920-х годов, которые последние полвека коллекционировали такие знаменитости, как Мадонна, Джек Николсон и Барбра Стрейзанд (актриса написала предисловие к каталогу), в экспозицию вошли ранние рисунки и более поздние работы художницы. Для контекста добавлены предметы интерьера, скульптуры и платья в стиле ар-деко.

Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.  Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco
Выставка «Тамара де Лемпицка». Музей де Янга.
Фото: Gary Sexton/Fine Arts Museums of San Francisco

«Мы активно сотрудничали с внучкой и правнучкой Лемпицкой, которые предоставили в наше распоряжение архивные фотографии и документы, — рассказывает Ринальди. — Благодаря этим документам нам удалось узнать ее настоящее имя и год рождения: при жизни художница так часто меняла версии относительно своего возраста, что точная дата ее рождения до сих пор оставалась неизвестной».

После Сан-Франциско выставка отправится в Музей изящных искусств в Хьюстоне, где хранится архив Лемпицкой. Прожив в Хьюстоне несколько лет, она переехала в Мексику в 1978 году. Когда три года спустя художница умерла, Кизетт по просьбе матери арендовала вертолет и развеяла ее прах над вулканом. Даже в смерти ей была важна экстравагантность.

Музей де Янга
«Тамара де Лемпицка»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+