18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Театромания в Выксе: театра уже нет, но страсть к нему осталась

Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Неизвестный художник. «Урок крепостной актрисы». Начало XIX в. Фрагмент.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Выставка, посвященная усадебному театру промышленника Шепелева, — преамбула к большому исследовательскому проекту, поэтому экспозиция представляет собой фантазию на тему. Но эту фантазию иллюстрирует музейный материал высшего качества

Город Выкса Нижегородской области всегда был хорошо известен людям, связанным с металлургией, и почти неизвестен широкой культурной общественности — вплоть до 2011 года, когда здесь был учрежден ежегодный фестиваль современной культуры. Могло показаться, что у этой инициативы нет никаких исторических корней: мол, обычному промышленному моногороду, каких немало в России, начали вдруг прививать интерес к искусству. На самом деле корни очень даже глубокие, идущие из конца XVIII века, от усадебного театра Ивана Баташева, владельца местного железорудного завода.

Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.  Фото: Музей истории ВМЗ
Вид помещичьего театра в с. Выкса Нижегородской губернии. Вырезка из журнала «Нива», № 42, с. 1005. СПб., 1895.
Фото: Музей истории ВМЗ

Наибольшего расцвета театр достиг в XIX столетии уже при другом хозяине, Дмитрии Шепелеве, и его наследниках. Одно время, кстати, выксунскими предприятиями управлял отец знаменитого драматурга Александра Сухово-Кобылина, работавшего здесь над пьесой «Свадьба Кречинского». Ее тоже ставили в Выксе.

Усадебный театр — эвфемизм для театра крепостного, так что основу труппы составляли актеры из числа подневольных душ. Но играли хорошо, профессионально, по свидетельствам современников. А еще блистали на этой сцене приглашенные звезды из обеих столиц. Ставились даже оперы, ради чего владельцы усадьбы содержали оркестр. Кончилось дело, правда, разорением хозяев и упразднением театра в 1895 году.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Сейчас по инициативе Ирины Седых, председателя попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», история театра Баташевых — Шепелевых получает новое звучание, в том числе посредством выставки «Театромания», устроенной в местном музее, в Турецком флигеле бывшей усадьбы.

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

«Выксунский театр в основном легенда, — рассказала нашему изданию искусствовед Елена Каменская, советник директора ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор выставки «Театромания». — Только сейчас исследование подходит к той черте, когда можно будет преподнести это явление. Наша выставка — преамбула к большому исследовательскому проекту, экспозиция представляет собой, скорее, фантазию на тему. Многое показано на аналогах: репертуар в Выксе нередко копировал столичный, поэтому экспонаты из музеев Москвы и Петербурга вполне уместны и объяснимы. Я рада, что удалось убедить государственные музеи открыть свои фонды и дать редкие вещи».

Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Музей истории ВМЗ
Выставка «Театромания. Хроники усадебного театра» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Музей истории ВМЗ

Участвуют в выставке действительно гранды: помимо Пушкинского музея, Государственный литературный музей, Музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Театральный музей им. А.А.Бахрушина и ряд других значимых институций, а также частные коллекционеры. Акцент сделан на сценической культуре XVIII–XIX веков, преобладают подлинные экспонаты той эпохи: портреты, эскизы декораций и костюмов, мемориальные предметы. Хотя присутствуют и сегодняшние интерпретации.

«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.  Фото: Музей истории ВМЗ
«МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова.
Фото: Музей истории ВМЗ

«В сердце экспозиции — „Медиавертеп“ режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова, — говорит Елена Каменская. — Это современная форма средневекового вертепа, городского кукольного театра. Внутри него заключены персонажи — медиаактеры, ставшие участниками фантазийной реконструкции постановок из репертуара выксунского крепостного театра XIX века».  

Музей истории ВМЗ
«Театромания. Хроники усадебного театра»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+