18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Плакатное перо, которое приравняли к штыку

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Что это, если не Zeitgeist — дух времени? В один день, в паре сотен метров друг от друга, в ГИМ и в Манеже, открылись выставка советского плаката и ретроспектива объединения Кукрыниксы — карикатуристов, иллюстраторов и тоже мастеров плаката

Не бывает такого года, чтобы в каком-нибудь российском музее, а то и в нескольких, не прошла бы выставка советского плаката. Авторы наглядной агитации, очевидно, владели рецептами воздействия на массовое сознание, которое (воздействие) было таким сильным, что ощущается и сегодня. Конечно, не последнюю роль в непреходящей популярности такого рода выставок играет тот факт, что создатели плакатов зачастую были прекрасными художниками. Опираясь на собственные фонды, а также на коллекции других музеев и частных лиц, Государственный исторический музей телепортирует зрителя в СССР с помощью 120 оригинальных плакатов и еще 350 в мультимедийной форме. Выставка поделена на пять зон с красноречивыми названиями, описывающими разнообразный тематический спектр советского плаката. В центре зоны «Демиурги и строители» расположена инсталляция «Типография», вдохновленная павильоном СССР на международной выставке «Пресса» в Кельне 1928 года от Эль Лисицкого. Другие разделы — «Товарищ женщина», «Мужество и Победа», «Спорт», «Порок за порог».

Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Государственном историческом музее.  Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Государственном историческом музее.
Фото: Государственный исторический музей

Параллельно в Центральном выставочном зале «Манеж» идет выставка о союзе трех художников, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, — союзе, который оказался невероятно долговечным: он продлился до конца 1980-х и сыграл важнейшую роль в формировании эстетики советской карикатуры. Проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» объединяет 314 предметов из отечественных музеев и из частных коллекций со всей России. Экспозиция, о которой мы подробнее рассказали тут, разместилась в десяти залах Манежа, каждый посвящен определенному периоду в творчестве художников: довоенные годы, Великая Отечественная война и участие в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа Кукрыниксов в театре, журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией. В последний раз так много произведений Кукрыниксов собирали под одной крышей аж в 1977 году, на прижизненной выставке, приуроченной к 222-летию художников (на троих).

Государственный исторический музей
«Образ и слово. Искусство советского плаката»
До 31 января

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Кукрыниксы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+