18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Иглу, деревья и лед: арте повера и его наследие

Марио Мерц. «Che fare?». 1968.  Фото: Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin) / Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris/!Adagp, Paris
Марио Мерц. «Che fare?». 1968.
Фото: Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin) / Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris/!Adagp, Paris
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Ради возможности создать грандиозную экспозицию, посвященную одному из главных течений в современном итальянском искусстве — арте повера, прославленный куратор Каролин Христов-Бакарджиев отложила выход на пенсию

Выдающийся итало-американский куратор Каролин Христов-Бакарджиев вспоминает, как в начале 2000-х летела на одном самолете с итальянским художником Эмилио Прини. Прини был вне себя. Один из 13 художников, работавших с листьями и деревьями, с дыханием и распадом, из наблюдений за творчеством которых у арт-критика Джермано Челанта в 1967 году родился термин «арте повера», четыре десятилетия спустя Прини продолжал активно творить. Но арт-истеблишмент того времени, жаловался он, интересовали только его работы, созданные, когда автору еще не было и 30.

Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.  Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection
Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.
Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection

Христов-Бакарджиев хорошо понимала фрустрацию Прини. «Сказать группе художников, которые верят в жизнь, в обмен энергией, в бытие здесь и сейчас, в феноменологический опыт присутствия и в телесное присутствие, — сказать им „мы экспонируем ваши работы только до 1972 года“ — полное безумие», — говорит она.

В 2023 году Христов-Бакарджиев, которая, как куратор, всегда занималась популяризацией арте повера, покинула пост директора Музея современного искусства в замке Риволи в Турине — городе, который фактически является родиной этого течения. Но, когда директор парижской Торговой биржи Эмма Лавинь пригласила ее на роль куратора большой экспозиции, выстроенной вокруг произведений арте повера из коллекции Франсуа Пино, она без раздумий отложила свой выход на пенсию.

Пьер Паоло Кальцолари. Il!mio!letto così come deve essere. 1968.  Фото: White Cube Gallery (Londres)/Ben Westoby/!Adagp, Paris
Пьер Паоло Кальцолари. Il!mio!letto così come deve essere. 1968.
Фото: White Cube Gallery (Londres)/Ben Westoby/!Adagp, Paris

Можно сказать, что выставка, открывшаяся в октябре в Торговой бирже, восстанавливает справедливость по отношению к художникам. В нее вошли и такие новые работы, как проекция Джованни Ансельмо из серии «Деталь», завершенная незадолго до его смерти в декабре 2023 года, и другие, ранее не экспонировавшиеся вещи или нереализованные замыслы, в том числе неоновые цифры «Последовательности Фибоначчи» Марио Мерца, идущие по фасаду здания. Кроме того, представлены многочисленные первые версии: первый вариант «Направления» Ансельмо, первое иглу Мерца, первое скульптурное дерево Джузеппе Пеноне и первая ледяная скульптура Пьера Паоло Кальцолари — произведения, которые, по словам Христов-Бакарджиев, «почти никто не видел».

К пяти десяткам экспонатов из коллекции Пино куратор добавила еще более 200 произведений. В их числе — работы тех, кого можно считать предшественниками арте повера. Например, «Поцелуй» (1907) Константина Бранкузи и этрусская ваза из Лувра. Рядом с ними авторы, которые развивались параллельно и в унисон: это и Уильям Кентридж с тем, что Христов-Бакарджиев называет «анимационе повера» («бедная анимация»), и Дэвид Хэммонс с его ассамбляжами и знаменитым перформансом «Распродажа снежков».

Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.  Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection
Выставка «Арте повера». Торговая биржа — Коллекция Пино, Париж.
Фото: Bourse de Commerce/Pinault Collection

«Арте повера — это, по сути, особый взгляд на мир, — объясняет Христов-Бакарджиев. — Для него первоочередное значение имеют вопросы о том, что есть произведение искусства и что делает жизнь осмысленной. А произведение искусства — это, разумеется, вовсе не мертвый кусок материала». На полу в фойе установлена работа Марисы Мерц «Без названия» (1997), представляющая собой миниатюрный свинцовый фонтан с крохотной скрипкой из белого парафина в центре (куратор очень надеется, что на нее никто не наступит). Христов-Бакарджиев объясняет, что произведением искусства здесь является вовсе не сама парафиновая скрипка и не свинцовый бассейн, а то, как подвешенный к потолку магнит заставляет воду фонтана изгибаться и падать обратно в форме сердца. «Когда фонтан отключают на ночь, никакого произведения искусства не остается, — говорит она. — Мерц рисует магнитами, Кальцолари — льдом, а Пеноне — временем. И вы видите их искусство, пока находитесь здесь и сейчас».

Торговая биржа — Коллекция Пино
«Арте повера»
До 20 января

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+