18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Гагарин заблестел как новенький

Работники коммунальных служб моют памятник космонавту Юрию Гагарину на Ленинском проспекте в Москве. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Работники коммунальных служб моют памятник космонавту Юрию Гагарину на Ленинском проспекте в Москве.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Знаменитый титановый памятник на Ленинском проспекте в Москве подвергся первой за 44 года реставрации

Памятник космонавту Юрию Гагарину, созданный скульп­тором Павлом Бондаренко в 1980 году и насчитывающий 42 м в высоту, за годы пребывания под открытым небом немного «постарел», несмотря на суперпрочный материал — титановый сплав. При обследовании, проведенном два года назад, выяснилось, что в обновлении нуждаются и стилобат — основание памятника, и сама фигура Гагарина, и установленный у подножия колонны макет корабля «Восток».

На первом этапе занялись стилобатом: его очистили от атмосферных и биологических загрязнений. Тогда же обнаружили, что часть облицовочных блоков и плит повреждены. Как рассказал нашему изданию Илья Стадник, руководитель проекта ООО «РМ „Наследие“», осуществлявший работы, эта стадия была наиболее трудоемкой. Основная проблема состояла в том, чтобы верно выложить отделку стилобата обратно. Она набрана из блоков лабрадорита и состоит из 7 рядов по 65 блоков в каждом. «Мы перебрали шесть рядов. Каждый блок — это трапециевидный элемент весом до 600 кг. Они образуют лучи, расходящиеся во все стороны, из центра наружу. Блоки имеют разный размер, который подгонялся в процессе создания памятника. Нам пришлось несколько раз собирать и разбирать отделку, идти опытным путем, чтобы все прилегло идеально», — говорит Стадник.

Располагающийся выше каркас постамента представляет собой стальную трубу диаметром 1 м с толщиной стенки около 10 мм. Снаружи эта труба покрыта бетоном и отделана титаном. Для очистки внутренней стальной поверхности каркаса от продуктов коррозии специалисты применили метод струйно-вихревой абразивной обработки. Специалист, одетый в тяжелый защитный костюм, поднимался внутри на высоту 32 м (причем в кромешной тьме) и, постепенно спускаясь, очищал каждый квадратный сантиметр поверхности. Для производства этих работ пришлось устроить вытяжную вентиляцию, что тоже стало отдельной технологической проблемой. «После того как мы закончили расчист­ку трубы, мы загрунтовали и окрасили поверхность металла», — рассказывает Илья Стадник.

Реставрация пьедестала памятника Юрию Гагарину на Ленинском проспекте. 2024.  Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Реставрация пьедестала памятника Юрию Гагарину на Ленинском проспекте. 2024.
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В этом году реставраторы занялись непосредственно фигурой Гагарина, чей запоминающийся силуэт стал одним из символов романтического восприятия советского покорения космоса. Кстати, во время чемпионата мира по футболу в Москве в 2018 году эта скульптура вошла в тройку монументов, наиболее часто упоминаемых иностранными туристами (два других — памятник Петру I работы Зураба Церетели и выполненная Филиппом Рукавишниковым бронзовая фигура футболиста Федора Черенкова у стадиона «Лукойл Арена»). Они прозвали ее Rocket Man и сравнивали с Железным Человеком из киновселенной Marvel.

Фигура Гагарина — самонесущая, без каркаса. Она имеет высоту 14 м и состоит из 238 деталей, скрепленных болтами. Каждая из этих деталей была промыта и прочищена. Титановая поверхность в очень хорошем состоянии: металл окислился на воздухе, образовав тонкую оксидную пленку, которая защищает его от дальнейшей коррозии. Здесь, снаружи фигуры космонавта, были преду­смотрены только промывка и легкая располировка.

В ходе обследования промышленные альпинисты обнаружили на темечке Гагарина технологический люк. Изнутри он был закрыт на болтовом соединении, а снаружи — заварен. «Была идея его разгерметизировать для осуществления приточной вентиляции, когда чистили каркас. Но мы отказались от этой мысли и решили по-другому эту проблему», — уточняет Стадник. Пространство внутри фигуры имеет диаметр около метра, его также привели в порядок.

Под конец реставраторы занялись самым легким — шарообразной моделью корабля «Восток», стоящей у основания колонны. Ей был необходим только косметический ремонт. Также были приведены в порядок буквы памятной надписи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+