18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Памяти Франка Ауэрбаха: последний великий Лондонской школы

Ранняя фотография Ауэрбаха в его студии.  Фото: Heritage Image Partnership Ltd
Ранняя фотография Ауэрбаха в его студии.
Фото: Heritage Image Partnership Ltd

Скончавшийся на 94-м году жизни художник считается одним из важнейших в ХХ веке мастеров фигуративной живописи Великобритании

Франк Ауэрбах останется в памяти как ключевой герой окруженного мифами поколения Лондонской школы, изгоев, в основном нелондонцев, которые нашли в грязи и песке ставшего им родным города достаточно материала, чтобы оживить национальные амбиции в области модернистской живописи. Они отшатнулись от абстракции и минимализма и вновь вернулись к фигуративной живописи — поразив своих современников.

Родившийся в Берлине в 1931 году в еврейской семье, после прихода Гитлера к власти Франк Ауэрбах был отправлен родителями в Англию. Семилетний мальчик попал в деревенскую школу-интернат в Кенте, где и влюбился в британскую живопись. Началась Вторая мировая. В 1942 году его родители погибли в концлагере. После интерната Ауэрбах переехал в Лондон, где его поддерживала старшая кузина Герда Бём, которая стала его музой и героиней многих его ранних работ — рисунков углем.

Франк Ауэрбах. «Автопортрет». 2024.  Фото: Andrew Smart, A C Cooper Ltd/Frankie Rossi Art Projects
Франк Ауэрбах. «Автопортрет». 2024.
Фото: Andrew Smart, A C Cooper Ltd/Frankie Rossi Art Projects

Ауэрбах поступил на художественные курсы в Хэмпстед-Гардене и даже занялся актерским мастерством, сыграв в спектакле по пьесе Питера Устинова «Дом сожалений». Будущая знаменитость был принят в Колледж искусства и дизайна святого Мартина и Политехнический институт Боро, где директор, составляя для него расписание, сказал: «Думаю, я запишу тебя к Дэвиду Бомбергу». Пожилой выходец из семьи польских евреев-эмигрантов, один из самых важных британских художников ХХ века, Бомберг часто пикировался на занятиях со своим учеником, но серьезно повлиял на его творчество.

Важной вехой для Ауэрбаха стало лето 1952 года, когда он создал две знаковые картины. Прежде всего это E.O.W. Nude, на которой изображена Эстелла Олив Уэст, написанная, по его словам, «иррационально и инстинктивно». Вторая картина появилась, когда он поступил в Королевский колледж искусств (1952–1955). Ауэрбах был поражен строительными работами на Эрлс-Корт-роуд: котлованом, вырытым рабочими, и вздымающимися к небу лесами. К этим темам добавились тщательно проработанные изображения женщин плюс неистовая городская активность преобразующегося Лондона.

Студия Франка Ауэрбаха.  Фото: Geoffrey Parton/Frankie Rossi Projects
Студия Франка Ауэрбаха.
Фото: Geoffrey Parton/Frankie Rossi Projects

С тех пор Ауэрбах редко искал темы где-то еще. Лондон стал его любимым объектом. Художника вдохновляли городские развалины, подготовленные к сносу дома, «выпотрошенное величие». «Лондон выглядел чудесно, — вспоминал Ауэрбах о молодых годах. — Как меловые скалы Саут-Даунса, пещеры и ямы. Чудесно: как горный пейзаж». Он снимал на фотопленку, как грузчики на рынке взваливают на плечи мясные туши, пачкая кровью белые фартуки. Он бродил по Сохо ночами. Ранние годы нищеты побудили его использовать почти исключительно краски землистых оттенков из пятилитровых банок.

Он стал проводить максимум времени в мастерской, посвятив себя «монашеской жизни» художника, неизменно ложился спать в девять и вставал в пять, если не раньше. Более полувека Ауэрбах прожил в студии в переулке за Морнингтон-Кресент в лондонском Камдене.

Франк Ауэрбах. Фото: David Dawson
Франк Ауэрбах.
Фото: David Dawson

Джулия Вольстенхолм, которая поступила в Королевский колледж на год позже Ауэрбаха, начала позировать ему в 1959 году и оставалась его моделью до конца жизни. Они поженились, у них родился сын Джейк, впоследствии кинорежиссер, но вскоре расстались, хотя и продолжали поддерживать связь. Вольстенхолм сравнивала опыт позирования своему отстраненному мужу с «мытьем посуды» — чем-то, что было необходимо (нравится вам это или нет) и занимало больше времени, чем хотелось бы, в середине недели вечером и в спокойные выходные дни.

Другой его любимой моделью стала Джульет Ярдли Миллз, с которой он познакомился в Художественной школе Сидкапа в 1950-х годах. Картины в духе Хаима Сутина часто изображают ее в полный рост, погруженную в задумчивость, с вытянутой шеей и глазами-щелочками. В число многолетних натурщиц Франка Ауэрбаха также вошла Кэтрин Ламперт, куратор его ретроспективной выставки в лондонском центре современного искусства Hayward Gallery в 1978 году. Ламперт курировала и последующие его ретроспективы: в Королевской академии художеств в 2001-м, в Художественном музее в Бонне и в Тейт Бритен в 2015-м.

Пиком известности 55-летнего Ауэрбаха стала выставка в британском павильоне на Венецианской биеннале 1986 года, за которую он получил «Золотого льва» (одновременно с Зигмаром Польке).

Франк Ауэрбах. «В  студии II». 2002.  Фото: Frankie Rossi Art Projects
Франк Ауэрбах. «В студии II». 2002.
Фото: Frankie Rossi Art Projects

Ауэрбах любил старых мастеров. В 1965-м Дэвид Уилки, страховой клерк из Сити, попросил его написать работу по мотивам Тициана, что привело к появлению ряда произведений, переданных в дар музею Тейт, включая изысканных «Вакха и Ариадну» (1971). Двадцать четыре года спустя выставка «Франк Ауэрбах и Национальная галерея. По мотивам старых мастеров» была построена вокруг рисунков, которые он сделал с картин из этой серии. В 2013–2014 годах шесть полотен Ауэрбаха были выставлены вместе с несколькими шедеврами Рембрандта в галерее Ordovas в Лондоне, а затем в Рейксмузеуме в Амстердаме. Историки искусства помещают Ауэрбаха в один ряд с Хаимом Сутиным, Эрнстом Людвигом Кирхнером, Альберто Джакометти и Виллемом де Кунингом.

Что касается коллег по Лондонской школе, то Ауэрбах долгое время был особенно близок с Леоном Коссоффом, с которым разделял страсть к особо фактурной живописи импасто; на протяжении 15 лет дважды в неделю общался с Фрэнсисом Бэконом; и получил редкую похвалу от товарища по несчастью, еврея — беженца из Берлина, Люсьена Фрейда. Тот писал, что, вдохновленный богатством великих произведений прошлого, Франк Ауэрбах использует историю искусства, чтобы разнообразить свои темы.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+