18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Если бы табакерки могли говорить: выставка о дворцовых переворотах

«Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года». Россия, конец XVIII – начало XIX в. Фото: Государственный Эрмитаж
«Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года». Россия, конец XVIII – начало XIX в.
Фото: Государственный Эрмитаж
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля приготовили потенциальный блокбастер. Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи» будоражит воображение, но требует от зрителей внимания к деталям

Сформулировать тему выставки лучше, чем это сделал знаменитый историк Василий Ключевский, нам не удастся, поэтому начнем с цитаты: «В продолжение нескольких десятилетий ни одна смена на престоле не обходилась без замешательства, кроме разве одной: каждому воцарению предшествовала придворная смута, негласная интрига или открытый государственный удар». После смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, а затем еще и под занавес правления Павла I верховная власть в России переходила из рук в руки «по ломаной линии» (метафора того же Ключевского).

Степан Щукин. «Портрет императора Павла I». 1797. Фото: Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Степан Щукин. «Портрет императора Павла I». 1797.
Фото: Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Пройтись вдоль этой ломаной линии можно будет на выставке в Музеях Московского Кремля. Экспозиция начинается в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Эта часть выставки посвящена смене власти и властителей в России со смерти Петра Великого по правление его дочери Елизаветы Петровны. Продолжение — в выставочном зале Успенской звонницы, где экспозиция посвящена свержению Екатериной II своего супруга Петра III, упорядочиванию правил наследования престола их сыном Павлом I, заговору против него и убийству императора в Михайловском замке.

У выставки есть все шансы стать блокбастером. Музеям Кремля удалось собрать 260 экспонатов из собственной коллекции и из 14 музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. И какие это экспонаты!

Во-первых, бесценные реликвии XVIII века. Исходная точка — символ оказавшейся столь хрупкой власти, скипетр Петра Великого, не успевшего оставить завещание. Другой символ, завершающий экспозицию, — белые одежды жертвы — рубаха, которая была на Павле в ночь, когда императора убили в Михайловском замке, ударив табакеркой в висок, а затем задушив шарфом.

Табакерка. Россия. 1747–1760 Фото: Музеи Московского Кремля
Табакерка. Россия. 1747–1760
Фото: Музеи Московского Кремля

Во-вторых, портреты удачливых заговорщиков и зло­счастных венценосных особ, среди них изображение Иоанна VI Антоновича из Русского музея. Младенец-император предстает со всеми атрибутами власти, в пурпурной мантии, накинутой поверх римских доспехов, с мечом, шлемом и жезлом военачальника. Во время правления Елизаветы Петровны уничтожалось все, что было связано с именем свергнутого Иоанна Антоновича; портрет уцелел чудом.

В-третьих, подлинники документов. О них нашему изданию рассказал куратор выставки, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля Василий Новоселов: «На выставке присутствует немало редких и совершенно уникальных документов — завещание Екатерины I, ограничивавшие самодержавную власть „кондиции“, разорванные Анной Иоанновной, поддельное письмо графа Орлова об убийстве Петра III, собственноручно написанные Екатериной II списки сообщников, которых следовало наградить за участие в перевороте 1762 года. Это лишь малая часть исторических свидетельств, которые будут представлены на выставке. Некоторые из них, как, например, шифровальные таблицы, которыми пользовался французский посол Шетарди, будут впервые показаны широкой публике».

Список лиц, представленных Екатериной II к награждению за участие в дворцовом перевороте. 1762.  Фото: Российский государственный архив древних актов
Список лиц, представленных Екатериной II к награждению за участие в дворцовом перевороте. 1762.
Фото: Российский государственный архив древних актов

За каждым экспонатом — история (и История). Выставка настолько насыщена информацией, что пробежаться по ней поверхностным взглядом не получится. В помощь посетителям — и тексты этикеток в витринах, и аннотации к разделам выставки, и аудиогид. Все это позволяет сориентироваться в выставочном пространстве и понять взаимную связь представленных материальных памятников и документов.

Василий Новоселов поделился с TANR тонкостями музейного сторителлинга: «Неподготовленному посетителю тяжело читать документы XVIII века, но это относится и к другим экспонатам, чья связь с темой выставки визуально далеко не всегда очевидна. Мы старались соблюсти золотую середину — дать в сопроводительных материалах как можно более полную информацию об экспонатах, при этом не перегружая посетителей излишними сведениями, на восприятие которых у них может просто не быть времени. Разделы выставки выстроены в хронологическом порядке — у зрителей будет возможность сопоставить свои знания о дворцовых переворотах, появившиеся благодаря приключенческой литературе и кинематографу, с подлинными свидетельствами той бурной и авантюрной эпохи».

Музеи Московского Кремля
«Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+