18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка главных советских карикатуристов открылась в Манеже

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Огромный проект, созданный РОСИЗО, показывает знаменитое трио со всех возможных ракурсов, напоминая, что прежде всего «Кукрыниксы» вовсе не современная рок-группа, чего бы ни выдавал «Яндекс» в первой строчке

Ретроспектива знаменитых советских карикатуристов, иллюстраторов и мастеров плаката, приуроченная к 100-летию образования объединения, открылась на нижнем ярусе Центрального выставочного зала «Манеж» в Москве. О трио Кукрыниксов эта выставка рассказывает все, что только возможно. Она организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что во многом объясняет ее блеск и размах.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Союз трех художников, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова оказался невероятно долговечным: он продлился до конца 1980-х и сыграл важнейшую роль в формировании эстетики советской карикатуры.

Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е. Фото: из личного архива семьи Н. Соколова
Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е.
Фото: из личного архива семьи Н. Соколова

Экспозиция площадью 2 тыс. кв. м разместилась в десяти залах, посвященных различным периодам творчества Кукрыниксов: довоенные годы, Великая Отечественная война и участие в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа в театре, в журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Путешествие по залам начинается с небольших отделов, где рассказывается о каждом из художников до начала совместной деятельности, а также показаны их самостоятельные работы маслом. Картины эти, впрочем, не особо выдающиеся — и тем удивительнее то волшебное превращение, которое претерпели Куприянов, Крылов и Соколов, слившись в единое трехголовое существо.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Последующие залы в подробностях рассказывают о разных аспектах деятельности карикатуристов, причем временной охват их творчества гигантский — от Керенского до 1960–1970-х годов. Обилие плакатов и карикатур заставляет удивляться бешеной производительности трио. Вереница созданных ими обложек журнала «Крокодил» выглядит прямо почетным караулом. Отдельно останавливает внимание зал, посвященный работе Кукрыниксов над книжной иллюстрацией — от Гоголя до Ильфа и Петрова. Он затерялся среди политической агитации, однако высвечивает их творчество с нового ракурса. Анфиладу завершает небольшой зал, демонстрирующий плоды их групповой работы в масляной живописи. Здесь представлены знаменитые крупные полотна, изображающие нацистов в Новгороде Великом и последний час Гитлера, — произведения, создававшиеся на протяжении многих лет. Рядом — их ранние небольшие эксперименты в масле, внезапно чем-то напоминающие довоенного Юрия Пименова, хотя и не такие отточенные.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Выставка объединила 314 предметов из отечественных музеев и частных коллекций со всей России. В последний раз так много работ Кукрыниксов собирали под одной крышей аж в 1977 году, на прижизненной выставке, приуроченной к 222-летию художников (на троих).

Музейно-выставочное объединение «Манеж»
«Кукрыниксы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+