18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искательство без фанатизма: удачи и беды Веры Ермолаевой

Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге М. Ильина «10 фокусов Чудодеева». 1928. Фото: Галеев-Галерея
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге М. Ильина «10 фокусов Чудодеева». 1928.
Фото: Галеев-Галерея
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Вышла монография о художнице, которую нельзя назвать забытой, но и хорошо узнанной и всецело понятой — тоже нельзя. Сотрудничество с Малевичем многое определило в ее биографии, однако главные работы Ермолаевой не содержат видимых черт супрематизма

С той поры, как Музей Гуггенхайма затеял яркую гастрольную выставку «Амазонки авангарда» (она с триумфом путешествовала по миру в 1999–2001 годах), это название стало нарицательным. Хотя изначальный автор «амазонского» образа, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, имел в виду лишь трех художниц — Наталию Гончарову, Ольгу Розанову и Александру Экстер, в упомянутом международном проекте фигурировало уже шестеро: к списку добавились Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова. Позднее так именовали и целый ряд других женщин, оставивших след в истории «левого искусства». Не исключено, что и Веру Ермолаеву (1893–1937) кто-то по шаблону тоже называл «амазонкой авангарда», только ярлык к ней не приклеился.

Антонина Заинчковская. «Вера Ермолаева». М.: Ад Маргинем Пресс; ABCdesign (А+А), 2024. 304 с., ил.
Антонина Заинчковская. «Вера Ермолаева». М.: Ад Маргинем Пресс; ABCdesign (А+А), 2024. 304 с., ил.

Что-то мешало и мешает ее так характеризовать, хотя факты биографии подталкивают именно в эту сторону. Достаточно упомянуть, что Ермолаева долгое время была преданной соратницей Казимира Малевича — начиная с ее приезда в Витебск в 1919 году и вплоть до закрытия в 1926-м ленинградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), где она возглавляла лабораторию цвета. Соратницей — да, но не сказать, что безоговорочной последовательницей. Воззрения Малевича никогда ею не отвергались, однако стоит процитировать воспоминания дружившего с ней художника Василия Власова о второй половине 1920-х. «Ее живопись растворяла любые предвзятые теории, к которым, впрочем, Вера Михайловна относилась без всякого фанатизма». Не очень по-амазонски все-таки. Не говоря уж о том, что сопоставление с амазонкой в случае Ермолаевой выглядело бы еще и двусмысленным: в детстве она упала с лошади, что привело к параличу ног, поэтому до конца жизни она передвигалась с тростью или на костылях. Была она тем не менее «жизнерадостна, невероятно энергична и работоспособна», по утверждению того же Власова, да и не его одного.

Как и почему происходила эволюция творчества этой художницы, рассказывает книга «Вера Ермолаева», выпущенная издательством «Aд Маргинем», точнее, импринтом А+А, совместным со студией ABCdesign. Значительную часть монографии занимает обстоятельный очерк «В поисках пластического реализма», написанный петербургским искусствоведом Антониной Заинчковской. Не менее весомая часть издания отдана письмам, документам, мемуарам людей из окружения художницы. Нередко это первые публикации.

Члены общества «Бескровное убийство». Фото: Галеев-Галерея
Члены общества «Бескровное убийство».
Фото: Галеев-Галерея

Документальная мозаика неизбежно и заведомо фрагментарна, зато здесь встречаются важные свидетельства «из первых уст». Например, переписка участников дореволюционного общества «Бескровное убийство», примыкавшего к футуристам, но исповедовавшего в качестве стиля почти дадаистский стеб. Именно в этом кружке, а также в художественной артели «Сегодня» (1918–1919) во многом формировались взгляды Ермолаевой на искусство, в том числе отношение к журнальным и книжным иллюстрациям. Позднее те стали значимой составляющей ее биографии: период «после ГИНХУКа» ознаменовался тесным сотрудничеством с детским отделом Госиздата и журналом «Еж» — детищами Самуила Маршака и Владимира Лебедева. Охотнее всего Ермолаева иллюстрировала обэриутов, с которыми находила много общего.

Можно сказать, что жанр иллюстрации ее и погубил. Среди обвинений, предъявленных Ермолаевой после ареста в декабре 1934 года, помимо «активной контрреволюционной агитации среди художников Ленинграда» (так квалифицировались встречи друзей-единомышленников в квартире на Васильевском острове), фигурировало авторство «контр­революционных произведений». Имелись в виду иллюстрации к сатирической поэме Гёте «Рейнеке-лис» — тоже сатирические, только еще и с намеком на советские реалии. Обвиняемой дали три года, однако осенью 1937-го вместо предполагаемого освобождения из Карлага ее приговорили к расстрелу. Некоторые документы, связанные с делом Ермолаевой В.М., опубликованы в книге.

Вера Ермолаева. Иллюстрация к стихотворению Д. И. Хармса «Иван Иваныч Самовар». 1929.  Фото: Галеев-Галерея
Вера Ермолаева. Иллюстрация к стихотворению Д. И. Хармса «Иван Иваныч Самовар». 1929.
Фото: Галеев-Галерея

Трагическая судьба художницы не могла не сказаться на сохранности ее наследия, хотя до наших дней дошло все-таки не так уж мало ее работ. В 2008 году на персональной выставке в Русском музее было показано около 200 произведений, многие из которых находятся в частных руках. Нынешней осенью, кстати, в московской «Галеев-галерее» проходит выставка «Вера в Ермолаеву» (до 12 ноября), где демонстрируются ее живописные, графические и даже дизайнерские работы из нескольких частных коллекций. Разумеется, многие экспонаты связаны с иллюстраторской ипостасью Веры Михайловны, но нельзя не обратить внимание на метафизические пейзажи и натюрморты конца 1920-х — начала 1930-х. Они воспроизведены и в рецензируемой книге, научным редактором которой выступил Ильдар Галеев, владелец галереи.

Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге «Шесть масок». 1928-1930.  Фото: Галеев-Галерея
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге «Шесть масок». 1928-1930.
Фото: Галеев-Галерея

Ермолаевских работ кубистического и супрематического толка сохранилось мало — возможно, это тоже стало фактором, повлиявшим на выпадение художницы из категории «амазонок». Тем не менее ее мощная (при малом формате) и чрезвычайно выразительная живопись последнего периода заслуживает отдельного места в хрестоматии ХХ века. Да, эта живопись не была манифестирована автором так, как следовало бы, — разве что в личной переписке. Из очерка Антонины Заинчковской вытекает, что это было органическим свойством ее героини. Манифесты пишут те, кто знает, как надо, — или хочет произвести такое впечатление. Ермолаева совершенно точно не относилась ко вторым: роли глашатая новых истин она предпочитала вдумчивое исследование чужих достижений и практическую устремленность к собственным. Этот путь в конце 1920-х привел ее к живописно-пластическому реализму — концепции явно поставангардной и в определенном смысле «постмалевичевской». Пожалуй, именно тогда она приобрела внутреннее право заявить: знаю, как надо. Вот только историческое время уже не предполагало самовольных манифестов. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+