18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Воскрешение папирусов иногда сродни сборке пазлов

Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий перед началом реставрации. Фото: Государственный исторический музей
Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий перед началом реставрации.
Фото: Государственный исторический музей
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Самые загадочные и романтичные из материалов древней письменности требуют особого к себе отношения. Как реставрируются в наши дни папирусы, рассказывает специалист Государственного исторического музея

Российские коллекции древнеегипетских памятников, будем честны, не так велики, как в Каирском музее или Лувре. Однако и в наших собраниях порой попадаются совершенно неожиданные группы предметов. Так, заметное количество папирусов оказалось в Государственном историческом музее, из-за чего его сотрудникам пришлось научиться их реставрировать. Заведующая мастерской реставрации редких книг и графики ГИМ, художник-реставратор высшей категории Ирина Мелихова рассказала нашему изданию о решении этой задачи.

О том, что в фондах хранятся папирусы, реставраторы музея узнали в феврале 2019 года, когда к ним обратилась хранитель Елена Уханова с запросом на работу с этими предметами. Это были перемещенные после Второй мировой войны памятники эллинистического и римского периодов, которые десятилетиями не привлекали внимания. Однако теперь пришло время вносить их в Госкаталог и, соответственно, приводить в порядок. Состояние папирусов ухудшало то, что они хранились между стеклами, в специальных старинных «стеклопакетах», которые оказались повреждены еще во время транспортировки. Стекла резали папирусы, на многих из них появились характерные высолы (белесый налет, возникающий в результаты солевой коррозии), вредившие органическому материалу. Некоторые кусочки прилипли к стеклу. Другие папирусы представляли собой фрагменты, попросту ссыпанные в конверты. И стекла, и конверты относились к началу ХХ века.

Реставратор Ирина Мелихова в процессе собирания «пазла» из древних фрагментов папируса. Фото: Государственный исторический музей
Реставратор Ирина Мелихова в процессе собирания «пазла» из древних фрагментов папируса.
Фото: Государственный исторический музей

«Ко мне в работу попало более 50 папирусов, это четверть всей коллекции. Остальные были в относительно нормальном состоянии», — говорит Мелихова, на плечи которой легла новая задача. Чтобы не ошибиться, реставратор консультировалась с коллегами из Пушкинского музея и Института востоковедения.

Необходимо было отделить папирусы от старых стекол и поместить их на новую основу. А фрагментированные папирусы требовалось собрать заново в единые документы. «Поскольку по-древнегречески я не читаю, мы обратились в Академию наук и раскладывали папирусы вместе с папирологом Еленой Чепель, которая собирала эти фрагменты словно головоломку, — объясняет реставратор. — Так как у меня есть опыт работы со столбцами древнерусской письменности, где скоропись тоже не всегда понятна (но соединить половинки букв вполне возможно), постепенно я разобралась. В столбцах необходимо сопоставлять между собой волокна тряпичной бумаги, а здесь — четкую структуру папируса».

Реставратор Ирина Мелихова в процессе реставрации фрагментов папируса. Фото: Государственный исторический музей
Реставратор Ирина Мелихова в процессе реставрации фрагментов папируса.
Фото: Государственный исторический музей

Основные реставрационные работы над папирусами Мелихова завершила весной 2023 года. После плановых работ они вернулись в фонды ГИМ, хотя некоторые из них выдавались на выставку «Россия: дорогами цивилизаций» в 2022 году. Это были письмо и приказ 301 года н.э. и письмо Аврелия Максимиана к Аврелию Апиону III века н.э. Однако работа пока не закончена, последний из этой партии, самый крупный документ все еще находится на столе реставратора.

Имея за плечами опыт работы с папирусами в Историческом музее, Ирина Мелихова вместе со специалистами по папирусам из Академии наук во главе с Иваном Мирошниковым была приглашена в Музей истории Пермского университета. Необходимо было разобрать египетскую коллекцию генерала Александра Пальникова — ядро этого собрания. «Создавалось ощущение, что никто эти предметы не тревожил с царских времен. Это были коробки, конверты с фрагментами папирусов. Хранители боялись их трогать — настолько хрупок был рассыпающийся материал. Мы смогли разобрать россыпь на отдельные документы. Однако закреплять — это уже долговременный кропотливый труд, который еще предстоит», — уточняет реставратор.

Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий после реставрации. Фото: Государственный исторический музей
Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий после реставрации.
Фото: Государственный исторический музей

После этого Мелихова побывала в Египте. «Мой визит в Каирский музей показал, что весь наш опыт реставрации документальных материалов, примененный к папирусам, оказался верным», — говорит она. Вдобавок по приглашению российских архео­логов и папирологов (Центр египтологических исследований РАН) ее позвали работать на месте раскопок — в Фаюмском оази­се, у города Крокодилополь. «Вагончик наш стоял прямо у раскопа. Требовалось расцементировать слипшиеся слои папируса, сохранив при этом текст. Кроме этого, я соединила фрагменты списка блюд роскошного пиршества, состоявшегося во время праздника Теадельфий. Папирус, конечно, остался в Египте: находки выво­зить нельзя. Но ощущение прикосновения к прошлому было потрясающим», — поделилась впечатлениями Ирина Мелихова. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+