18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Воскрешение папирусов иногда сродни сборке пазлов

Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий перед началом реставрации. Фото: Государственный исторический музей
Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий перед началом реставрации.
Фото: Государственный исторический музей
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Самые загадочные и романтичные из материалов древней письменности требуют особого к себе отношения. Как реставрируются в наши дни папирусы, рассказывает специалист Государственного исторического музея

Российские коллекции древнеегипетских памятников, будем честны, не так велики, как в Каирском музее или Лувре. Однако и в наших собраниях порой попадаются совершенно неожиданные группы предметов. Так, заметное количество папирусов оказалось в Государственном историческом музее, из-за чего его сотрудникам пришлось научиться их реставрировать. Заведующая мастерской реставрации редких книг и графики ГИМ, художник-реставратор высшей категории Ирина Мелихова рассказала нашему изданию о решении этой задачи.

О том, что в фондах хранятся папирусы, реставраторы музея узнали в феврале 2019 года, когда к ним обратилась хранитель Елена Уханова с запросом на работу с этими предметами. Это были перемещенные после Второй мировой войны памятники эллинистического и римского периодов, которые десятилетиями не привлекали внимания. Однако теперь пришло время вносить их в Госкаталог и, соответственно, приводить в порядок. Состояние папирусов ухудшало то, что они хранились между стеклами, в специальных старинных «стеклопакетах», которые оказались повреждены еще во время транспортировки. Стекла резали папирусы, на многих из них появились характерные высолы (белесый налет, возникающий в результаты солевой коррозии), вредившие органическому материалу. Некоторые кусочки прилипли к стеклу. Другие папирусы представляли собой фрагменты, попросту ссыпанные в конверты. И стекла, и конверты относились к началу ХХ века.

Реставратор Ирина Мелихова в процессе собирания «пазла» из древних фрагментов папируса. Фото: Государственный исторический музей
Реставратор Ирина Мелихова в процессе собирания «пазла» из древних фрагментов папируса.
Фото: Государственный исторический музей

«Ко мне в работу попало более 50 папирусов, это четверть всей коллекции. Остальные были в относительно нормальном состоянии», — говорит Мелихова, на плечи которой легла новая задача. Чтобы не ошибиться, реставратор консультировалась с коллегами из Пушкинского музея и Института востоковедения.

Необходимо было отделить папирусы от старых стекол и поместить их на новую основу. А фрагментированные папирусы требовалось собрать заново в единые документы. «Поскольку по-древнегречески я не читаю, мы обратились в Академию наук и раскладывали папирусы вместе с папирологом Еленой Чепель, которая собирала эти фрагменты словно головоломку, — объясняет реставратор. — Так как у меня есть опыт работы со столбцами древнерусской письменности, где скоропись тоже не всегда понятна (но соединить половинки букв вполне возможно), постепенно я разобралась. В столбцах необходимо сопоставлять между собой волокна тряпичной бумаги, а здесь — четкую структуру папируса».

Реставратор Ирина Мелихова в процессе реставрации фрагментов папируса. Фото: Государственный исторический музей
Реставратор Ирина Мелихова в процессе реставрации фрагментов папируса.
Фото: Государственный исторический музей

Основные реставрационные работы над папирусами Мелихова завершила весной 2023 года. После плановых работ они вернулись в фонды ГИМ, хотя некоторые из них выдавались на выставку «Россия: дорогами цивилизаций» в 2022 году. Это были письмо и приказ 301 года н.э. и письмо Аврелия Максимиана к Аврелию Апиону III века н.э. Однако работа пока не закончена, последний из этой партии, самый крупный документ все еще находится на столе реставратора.

Имея за плечами опыт работы с папирусами в Историческом музее, Ирина Мелихова вместе со специалистами по папирусам из Академии наук во главе с Иваном Мирошниковым была приглашена в Музей истории Пермского университета. Необходимо было разобрать египетскую коллекцию генерала Александра Пальникова — ядро этого собрания. «Создавалось ощущение, что никто эти предметы не тревожил с царских времен. Это были коробки, конверты с фрагментами папирусов. Хранители боялись их трогать — настолько хрупок был рассыпающийся материал. Мы смогли разобрать россыпь на отдельные документы. Однако закреплять — это уже долговременный кропотливый труд, который еще предстоит», — уточняет реставратор.

Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий после реставрации. Фото: Государственный исторический музей
Фаюмский папирус с программой праздника Теадельфий после реставрации.
Фото: Государственный исторический музей

После этого Мелихова побывала в Египте. «Мой визит в Каирский музей показал, что весь наш опыт реставрации документальных материалов, примененный к папирусам, оказался верным», — говорит она. Вдобавок по приглашению российских архео­логов и папирологов (Центр египтологических исследований РАН) ее позвали работать на месте раскопок — в Фаюмском оази­се, у города Крокодилополь. «Вагончик наш стоял прямо у раскопа. Требовалось расцементировать слипшиеся слои папируса, сохранив при этом текст. Кроме этого, я соединила фрагменты списка блюд роскошного пиршества, состоявшегося во время праздника Теадельфий. Папирус, конечно, остался в Египте: находки выво­зить нельзя. Но ощущение прикосновения к прошлому было потрясающим», — поделилась впечатлениями Ирина Мелихова. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+